От Pokrovsky~stanislav
К Alexander~S
Дата 10.06.2007 12:29:03
Рубрики Прочее; Общинность; Хозяйство;

Грубая историческая ошибка

>Церковь имеет не моральное, а традиционное право учить детей.
>В государстве на русской земле. По праву отеческой земли.
_________________________________

Именно, что традиционного права она не имеет.
Если кто и имеет, то, по крайней мере, не официальная РПЦ, а разгромленная(кстати, с применением против староверческих деревень и общин авиации и артиллерии в 1930-х), но пытающаяся восставать из пепла старая церковь.

Прошу извинить за многословный исторический экскурс.

В 17 и даже в 18 веках в России было довольно широкое народное образование - в школах при монастырях. Поскольку в монастырских владениях состояло около 1/3(или даже чуть больше) податных крестьянских дворов, то это образование охватывало существенную часть населения. Результат этой системы образования мы используем по сей день.

Исследователи отмечают, что нравственные нормы, которые в других странах замыкались в среде монахов, в России оказались распространены на все крестьянское население. В частности, это относится к неприятию блуда и проституции, обмана, жизни ради богатства, дармоедства, грязных способов зарабатывания себе на жизнь, внешней роскоши, неумеренной гордыни, пьянства и т.д. К соблюдению нравственной чистоты не только в показном(перед людьми) варианте, но прежде всего для себя - быть чистым перед Богом.

Важнейшей вехой истории церкви и монастырей стал раскол. Основным событием раскола были не никоновские правки книг(первая половина 1650-х), но решения Московского Вселенского собора православной церкви 1666-67 г.(который староверы называют Разбойным собором). На никоновскую правку обычаев и ритуалов - народной реакции не было. "Медный бунт" 1662 г. не имел намека на религиозную составляющую. А вот по результатам решений Разбойного собора началась война. Фактически собор позволил царю узурпировать власть, сделать ее не зависящей от решений церкви и Земских соборов.

РПЦ в обновленном виде перестала быть институтом, контролировавшим царскую власть, становилась подчиненным царской власти и бюрократической иерархии институтом. Отметим, что незадолго до этого в удаленных сибирских землях, где чиновная иерархия занималась казнокрадством, обворовыванием местного населения, как аборигенного, так и русского, правила "шемякин суд", - на этих территориях учинялся церковный контроль над наместнической властью, и светский наместнический и воеводский суд заменялся судом церковным, - иначе взрыва было не избежать.

Решения Разбойного собора не были приняты. Прежде всего авторитетнейшей Соловецкой обителью. И с 1668 года началась 8-летняя осада Соловецкого монастыря. С того же 1668 г. началась война под руководством С.Разина. Интересный факт, который, как мне кажется, тоже связан с результатами 1666-67. В 1667 московский царь отказался от претензий на правобережную Украину и отдавал ее полякам. В 1668 году украинские казаки в результате пишут послания жителям слобоских земель, чтобы они поддержали Разина в его борьбе против московского царя. Населением эта война воспринималась как религиозная(встречи Разина иконами, колокольным звоном), но только не религиозная война тех, кто крестится двоеперстием против тех, кто крестится троеперстием, а как война ПРАВЕДНОЙ церкви против неправедного царя и стоящей при нем неправедной церковной власти. В войне на стороне Разина участвовало как белое(попы), так и черное(монахи) духовенство, независимо от ново- или старообрядчества.

Суть претензий к царю расшифровывает главное требование староверческого московского стрелецкого восстания 1682 года: венчание царя на царство - по старым книгам. А старые книги, похоже, гласили: царь должен быть выборным. И избирает его Собор всей земли Русской. Обратим внимание: выбирали Годунова, выбирали Шуйского, выбирали или признавали Лжедмитриев, выбирали Михаила Романова, выборам Алексея Михайловича, по-видимому, посвящен Собор 1649 года(известный по ссылкам на него), документы которого напрочь исчезли.

Так вот, восстание Разина было разгромлено, остатки бойцов Разина еще некоторое время участвовали в обороне Соловецкого монастыря. Но и с Соловками было покончено. Помимо Соловецкого, под ударом оказались еще многие монастыри, которые военной силой были введены в подчинение обновленной РПЦ во главе с патриархом, ставшим как бы должностным лицом при узурпировавшем власть царе. Но поскольку экономическая сила монастырей была огромной, был нанесен удар и по монастырской экономике. Началась государственная секуляризация собственности монастырей. Которая продолжалась без малого столетие. При Петре в 1701-05 годах в казну была отобрана вся монастырская собственность, которой, впрочем, государство распорядиться толком не могло, собственность вернули в управление монастырям, с тем, чтобы все доходы с нее шли, тем не менее, в казну. Удар, нанесенный по монастырям в конце 17 века, подорвал и систему образования. Страна погрузилась в недопустимую неграмотность. И, помимо возвращения под управление собственности, указ Петра от 1716 года предписывает монастырям учить детей в монастырских школах. Но уже при Анне Иоановне было запрещено пострижение в монахи всех лиц, кроме вдов и отслуживших солдат(стариков и инвалидов). Монастыри впали в безграмотность и стали физически вымирать из-за отсутсвия пополнения.

РПЦ в своей "белой"(поповской) составляющей - образованием народа не занимались вообще.
А закрытие и вымирание монастырей привело в 18 веке к массовому рождению раскольных скитов и общин. С екатерининской окончательной секуляризации монастырской собственности в 1764 г. и с перевода монахов на государственное содержание, монастыри, став по сути бюджетными государственными учреждениями, подчиненными РПЦ и Синоду, окончательно потеряли возможность активного участия в народном образовании и воздействии на духовную и экономическую жизнь России

С тех пор, со времен Анны Иоанновны, церковь имела отношение к народному образованию только в своей преследуемой , противостоящей РПЦ и царской администрации форме, - в староверии. С середины 18 века Россия разделилась в смысле образования на две части. По-западному образованное дворянство и мещанство плюс стремительно расширяющееся, благодаря развитию духовных семинарий, белое духовенство - с одной стороны. И тайно или явно придерживающийся староверия и участвующий в жизни ПОГОЛОВНО ГРАМОТНЫХ старовеческих общин народ -другой стороны.
Проваливающее экономическое управление деревней военно-феодальное сословие, превратившее, в том числе с помощью попов РПЦ, крепостное крестьянство в рабов. И староверчество, по сути дела создавшее в 19 веке российскую промышленность: ВСЮ уральскую металлургию, горное дело, золотодобычу, рыбную промышленность, развитый речной флот, производство ситца и создание для его обеспечения в Средней Азии мощного хлопкового хозяйства(Морозов)...
Крепостное крестьянство православных приходов под духовным управлением попов РПЦ - обрекалось на поголовную безграмотность, достигшую к 1917 году 75% населения России.

Наоборот, самоорганизовавшееся старообрядчество, в 19 веке делало все возможное и невозможное для развития образования. Помогало развитию университетов(крупные вложения в Московский университет), создавало школы для детей работников при управляемых староверами заводах и фабриках, финансировало развитие культуры(театры, в частности, МХАТ, художников-передвижников, заказывало картины и создавало коллекции, в частности - Третьяковскую галерею и т.д.).

РПЦ не имело к развитию образованности русского народа и к взлету русской культуры в 19 веке - НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ.
Более того, политика РПЦ по отношению к "инородцам" отталкивала людей от русской веры. Правительству России в середине 19 века приходилось принимать особые решения по скандальному факту перехода в мусульманство в ответ на "идеологическую работу" РПЦ в кратчайшее время 40 тысяч татар, исповедовавших христианство с незапамятных времен - со времен Казанского ханства.

Таким образом, РПЦ, как институт, подчинившийся узурпированной самодержавной власти, сложивший с себя обязанность просвещения и самодеятельного духовного контроля над российским обществом, - является никчемным, рудиментным образованием, призванным скорее обуздать, поставить под контроль власть предержащих любое проявление развития духовной народной инициативы, - и похоронить его. Т.е. православие в его инстуциализированной при РПЦ форме - самый что ни есть натуральный опиум для народа.

И современная РПЦ успешно исполняет эту роль опиума для народа в руках властей.
Ученые теологи РПЦ подводят теоретическую базу под имущественное раслоение русского народа: если Господь кому-то дал собственность, то он(Господь) понимал, что именно этот человек наилучшим образом ею распорядится.(это из статьи православной конференции).

Как Вы думаете, если РПЦ внедрится в школьное образование, чему она будет учить, исходя из ее сегодняшних тенденций к теологическому оправданию приватизации, обогащения элиты? Из нулевой реакции на вопиющие события типа "ярмарки миллионеров", нулевой реакции на показную роскошь элиты, на безнравственность, проповедуемую ТВ....?

От Alexander~S
К Pokrovsky~stanislav (10.06.2007 12:29:03)
Дата 10.06.2007 17:04:36

Re: Традицию сохраняют не институты, а люди

Традицию сохраняют не институты, а люди

>>Церковь имеет не моральное, а традиционное право учить детей.
>>В государстве на русской земле. По праву отеческой земли.
>_________________________________

>Именно, что традиционного права она не имеет.
>Если кто и имеет, то, по крайней мере, не официальная РПЦ, а разгромленная(кстати, с применением против староверческих деревень и общин авиации и артиллерии в 1930-х), но пытающаяся восставать из пепла старая церковь.

Так большевики громили, не кто-нибудь.
Кроме того, староверческий раскол был не единственный. Кто-то вот скажет, что имеет право только истинная зарубежная православная церковь и легко обоснует это страницами исторических экскурсов. Только что это изменит. Традицию несут люди которые в ходят в маинстрейм, а не отколовшиеся меньшинство.

>Прошу извинить за многословный исторический экскурс.
Касательно экскурса –
1) То что до раскола или там во времена легендарной Киевской Руси была какая-то особо высокая грамотность населения – ерунда, тому нет экономических обоснований. Монастыри как институты могли впасть в деградацию, но как система они впали в такое состояние только при большевиках.
Раскол делит общество, но только до прихода нового поколения которое выбирает маинстрам, основное направление и легитимизирует его. То что легитимным становится чаще всего направление выбранное правящим классом, а не народом – сути дела не меняет.
Между прочим до полной легитимизации сегодняшней власти осталось лет десять и почти не осталось шансов скинуть все это дерьмо. Молодежь приходит и праздник 12 июня для них уже естественное явление, хотя мало кто знает что празднуем (я вот из принципа хожу в этот день на работу). Такова жизнь.

А раскол в 19-м веке стал уже явно выделившимся субэтносом. А кроме этого породил несколько сектантских течение, некоторые из которых напрямую использовались врагами РИ ( например австрийская иерархия). И последнее – стандартный способ существования боковых ветвей.

>РПЦ не имело к развитию образованности русского народа и к взлету русской культуры в 19 веке - НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ.

Это ерунда, все имели к этому отношение.

>Более того, политика РПЦ по отношению к "инородцам" отталкивала людей от русской веры.

И это тоже не так. Потому что всегда есть "оттолкнутые". Украинские националисты орут что Россия их отталкивает повышая цены на газ – примем на веру? А вот то что Российская Империя с РПЦ проводило политику на интегрирование через принятие веры – с позиции сегодняшнего дня можно оценить как неудачную - выкресты не интегрировались, а в момент ослабления перенапрягшегося в войне государства нанесли удар сзади...

>И современная РПЦ успешно исполняет эту роль опиума для народа в руках властей.
>Ученые теологи РПЦ подводят теоретическую базу под имущественное раслоение русского народа: если Господь кому-то дал собственность, то он(Господь) понимал, что именно этот человек наилучшим образом ею распорядится.(это из статьи православной конференции).

Это все ерунда. Христианская база – кесарю кесарево. Тут веками поведение не отличась.

>Как Вы думаете, если РПЦ внедрится в школьное образование, чему она будет учить, исходя из ее сегодняшних тенденций к теологическому оправданию приватизации, обогащения элиты?

Основам православной культуры она будет учить.
Приватизация область экономического знания. Как и расслоение общества.

> Из нулевой реакции на вопиющие события типа "ярмарки миллионеров", нулевой реакции на показную роскошь элиты, на безнравственность, проповедуемую ТВ....?

Нулевой реакции нет, но Вы слишком много хотите. Церковь не дает оценок "ярмаркам миллионеров", и не ранжирует ТВ по шкале нравственно\безнравственно. Иерархи частным порядком могут высказаться, но не церковь как институт.


От Pokrovsky~stanislav
К Alexander~S (10.06.2007 17:04:36)
Дата 10.06.2007 19:43:46

Традицию сохраняют не...

На тему заголовка.

Да, сохраняют люди.
И пример России показывает, что нравственная традиция Святой Руси в качестве существенно определяющей моральный климат, дожила по меньшей мере до победы в Велкой Отечественной войне.

Но институты могут подавлять саморегулирование в обществе. Способствовать возвышению того, что было бы загнано в подполье.

Изменения, постигшие Русь в последней трети 17 века и в наследовавшие петровские времена, вытащили наверх всю мразь: казнокрадов-воевод, охамевшего чиновника(этот период характеризуется созданием максимального числа чиновных учреждений - приказов(числом более 60), пьянства и блуда(петровским солдатам в качестве довольствия положено было в день приблизительно 1.5 литра 19-градусной водки).
И обновленная абсолютистская государственность, не принимаемая народом, использовала в качестве опоры для собственного существования - всю мразь, которую удалось наскрести. А институт церкви - обеспечил идеологическую подпорку. Обрядовые изменения в церкви - ликвидировали святость и незыблемость традиции. По сути обеспечили легитимность нарушения любой традиции, сделав правильным и законным самые явные проявления неуважения к традиции: наложение креста не двумя перстами, а тремя, хождение вокруг церкви не в одном направлении(связанным с соответствующей историко-религиозной логикой Писания), а в прямо противоположном. И т.д.

Ровно так же, как демократические идеологи и СМИ рубежа 80-90-х, обгадив предыдущую советскую действительность, сделали допустимым все. И торговлю орденами, и насмешки над бравшими Берлин, и выбрасывание из окон станков и научного оборудования - чтобы освободить место для сдачи помещений под офисы. И проституцию, и рэкет, и т.д.

И за период безраздельного хозяйничанья психологии и образа жизни мрази, - традиция частично умирает. Люди, не имеющие возможности восстать против такого оборота дел, сначала идут на компромисс ради выживания своих детей. А потом этот компромисс становится сутью морали: каждый за себя и за собственное здоровье!

То, что мы сейчас еще способны квалифицировать такое поведение как безнравственное, означает, что мы еще в своей душе сохранили нравственную традицию. Между прочим, привитую нам ВСЕМ в обругиваемую Вами коммунистическую эпоху.
Но каждый из нас в одиночку слаб. У нас элементарно нет организованности и согласия. Нет влияния на сколько-нибудь значительные группы людей. Более того, мы сами вынуждены бороться с беспорядком. учиненным в наших мозгах, разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. В отличие от нас РПЦ имеет и Писание, и нравственные заветы, и серьезную всероссийского масштаба организацию, и сильное влияние пусть на сравнительно небольшую часть(5%) народа, и какое-то влияние на очень большую часть народа, надевшего крестики, собирающегося на праздничные богослужения и крестящего детей в церквях.
И этот институт со своей якобы высоконравтсвенной позиции ничего не делает в идеологическом плане против тенденции к разрушению прежней нравственности. Более того, силами своего аппарата(священников) демонстрирует погоню за деньгами, терпимость к преступникам, терпимость к лжи, разврату, пьянству, наркомании и т.д.

Вот я и утверждаю: современная РПЦ - одно из вреднейших и опаснейших антинародных учреждений, существующих в России.
Воистину, в результате идеологической борьбы ее должна смести и сменить новая вера. Агрессивная к безнравственности, агрессивно атакующая охамевшее богатство, чиновную подлость, ложь, наступающий индивидуализм. И пусть она это делает именем Христа. Почему и нет?
Но РПЦ должна быть стерта с лица земли. Как предавшая свой народ.

От Pokrovsky~stanislav
К Alexander~S (10.06.2007 17:04:36)
Дата 10.06.2007 18:57:13

Re: Традицию сохраняют...

>1) То что до раскола или там во времена легендарной Киевской Руси была какая-то особо высокая грамотность населения – ерунда, тому нет экономических обоснований.

Про Киевскую Русь - забудьте. Я не о ней говорил. И вообще склонен считать ее легендой, написанной в 17 веке.

Я говорю про 17 век - до Разбойного Собора 1667 года.

Просто историческая наука, не имевшая права обвинить в деградации российской экономики в конце 17 века Романовскую династию, - начала саму русскую экономику с Петра и привоза на Русь западных технологий и специалистов.

А экономику Святой Руси(до узурпации в 1667 г. царской власти) - за 70-90-е годы 17 века просто сгноили. Одни из первых в мире чугунолитейные заводы в вотчине боярина Морозова, на которых лили пушки, воевавшие с совместном с украинскими казаками походе московского войска на речь Посполитую(1655), - были отняты, отданы купцам и захирели.
А Англия и Франция начали лить чугун только в 19 веке!

Напрочь истерты со страниц учебников истории(остались только в краеведении - вне рамок исторических учебников) сведения о процветавших многопрофильных производствах в боярских вотчинах Ртищева(входившего в старообрядческую оппозицию царю), Милославских, Одоевских, того же Морозова. А между прочим только один экспорт золы и поташа с будных майданов под Ниж. Новгородом через Архангельск приносил Ртищеву доход 3000 рублей. Весь же бюджет Российского государства образца 1704-05 годов еле тянул на 4 млн. рублей.
Только Пыскорский монастырь в районе Соликамска производил 1 млн. пудов соли, приносившей в 17 веке в доход казне 20 коп. подати. Итого, получается, 200 тыс. рублей. Вся же правительственная Москва в то же время давала подати 12000 рублей.

Монастырские заводы отбирались в казну - и переставали работать. У монастырей отбирали найденные богатейшие рудные месторождения(Урал, металлургический завод далматовского монастыря), отбирали организацию ярмарок и доход с них, отбирали солеварни и т.д. И все это главным образом прекращало работать. Как, например, соляное производство под Иркутском, которое удалось наладить через несколько десятилетий - во второй половине 18 века -за счет применения труда каторжан.
При Петре в "Ведомостях" сообщалось о первых плавках меди. А в 20-х годах 17 века ТАМ ЖЕ, при Пыскорском монастыре на Каме - начали плавить медь из того же самого месторождения. Демидовские заводы при Петре ставились там, где в 1638 году начали делать железо и обеспечивать им всю Сибирь.

То же касалось множественных производств в вотчинах неугодных возникшему после 1666-67 г. самодержавию бояр.

В результате войны с восставшим против царя собственным народом( с сожжением деревень и сожжением в срубах лидеров восстаний, с разрушением городов) уже в 1668 г. фиксировались такие факты: г. Дмитров(тот который в Московской области)- людей не осталось. И такой перечень с городами, сократившимися в численности на 75-100% содержал 1000(!) городов России.

В России была экономика. Причем мощнейшая по тем временам. Экономика, экспортировавшая за границу множество продуктов. В первую очередь это были продукты лесной зоны: смола, пенька для канатов, зола и поташ, льняные ткани(с 1640-х - экспортные русские ткани по закону клеймились), продукция металлургии и металлообработки: пушки, прочее оружие, дверные замки(которые в Европе именовались: "русские замки"), кожевенное производство, на Брянщине, на Черниговщине, в Калужской области, на Смоленщине - стекольные производства.
Цитирую: **** в 1646 году Тульско-Каменские заводы поставили Голландии более 600 орудий, а в 1647 году 360 орудий калибра 4,6 и 8 фунтов. В 1675 году Тульско-Каменские заводы отгрузили за границу 116 чугунных пушек, 43 892 ядра, 2934 гранаты, 2356 мушкетных стволов, 2700 шпаг и 9687 пудов железа"***
Обратите внимание на серийное производство стандартизованных чугунных пушек таких-то калибров. И на гранаты - разрывные снаряды к пушкам. На экспортируемые шпаги, якобы типично европейское оружие. И на объем экспорта железа. Демидов приблизительно к 1710 году достиг объемов производства 2000 пудов в год, что было достаточно, чтобы петровская армия перестала испытывать нужду в пушках.

Лазарь Баранович на Украине в середине 17 века воспевал православного московского царя, под властью которого в отличие от раздираемой усобицами Речи Посполитой Московия процветала и могла принести процветание и другим русским людям, если они окажутся под властью этого царя.

Но в ходе почти неизвестной нам из истории гражданской войны, начавшейся в 1667 году, и действий царя и его аппарата по укреплению собственных абсолютистских позиций эта экономика и сама страна были разрушены в дым. причем дело касалось не только заводов промыслов и торговли, которой заведовали монастыри, но и просто крестьянского земледелия.
Насильственная православная христианизация мордвы(огнем и мечом) в конце 17 века привела к тому, что мордва из деревень с развитым сельским хозяйством - бежала в леса и болота Мещеры, забросив деревни и поля. Навсегда. Бросая урожай неубранным.
Аналогично бросали свои земли и русские крестьяне, убегая за Волгу и за Урал. И начиная осваиваться на новых местах вдали от царского глаза.
________________________________

Петр, продолживший церковную политику своих предшественников, тем не менее, хотя бы под давлением нужд Северной войны(бюджета 1704-05 годов не хватало даже на нужды армии и флота) занялся экономическим строительством, восстановлением Руси из развалин.

Но буквально за треть века до Петровских реформ Московская Русь была экономически мощнейшим государством. Государевы Приказы создавали и совершенствовали законы, писали наставления по пушечному делу:

****Первым отечественным печатным трудом по ракетной технике, по-видимому, является книга О. Михайлова "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки". Она выдержала два издания - в 1607 и 1621 гг.****

Это - в якобы безграмотной Руси.