>По-моему в тексте о турках-месхетинцах 1983 года намеренно опущены некоторые непременные для советского бытия моменты, в частности, совместный труд на интернациональных предприятиях. Рассказчику это почему-то сегодня представляется неважным. А мне - решающим.
Они не пропущены. Просто не было в реале никакого такого «совместного труда на интернациональных предприятиях». На предприятиях и в строительстве турок месхетинцев работали единицы. До переселения в Среднюю Азию они были земледельцами, соответственно и в Узбекистане попытались занять привычную нишу крестьян единоличников. Разве только с существенным уклоном в мелкую торговлю. Если бы сидели в городах, как русские, то и проблем бы не возникло. С точки зрения узбека, город это нечто маргинальное, чужое, там сам аллах велел всем чужакам тусоваться.
Но турки месхетинцы вперлись в махалу, местную сельскую местность. Конкретно в Ферганской долине махала представляет собой обширные территории сплошной застройки усадебного типа с совершенно дикой плотностью населения. Втиснуться туда можно, как говориться, только через чей то труп.
То есть, от большого ума и самомнения турки месхетинцы попытались навязать узбекам жесткую конкуренции в весьма критичной для тех нише, которую узбеки однозначно считали своей. Чем это в итоге кончилось – мы видели.
Мораль: не надо наглеть, чревато.
Замечу, после индустриализации и урбанизации для русских именно города и являются основным «кормящим ландшафтом». Выводы можете сделать сами.