>А, по-моему, наоборот. В смысле «культурный тип» - понятие туманное, ущербное и только запутывающее дело.
Это в каком-то смысле дело вкуса. Я больше доверяю культурно-историческим концепциям хотя бы потому, что они не апеллируют к неведомым космическим воздействиям, пробуждающим пассионарность. История творится (или творилась) на Земле, а не в космосе. К тому же понятие «культурно-исторический тип» обозначает культурное ядро цивилизации, ядро объединения народов. Этим выполняет свою функцию. Симметричного представления в теории этногенеза нет.
>Напомню, Гумилев писал, что такие штучки проходят только с комплиментарными этносами. Например, с американскими индейцами русские резались до самого конца своего пребывания в тех краях. Ну не пожелала туземная элита принимать «принципы русской объединительной культуры» и хоть кол ей на голове теши. Аналогичная ситуация и с чеченцами.
Не соглашусь. Пример некорректный и ситуация не аналогичная. Во-первых, русские не первыми пришил на американский континент, а тогда, когда там уже был большой опыт геноцида индейцев со стороны белых пришельцев. Индейцам некогда была разбираться в сортах белого человека. Если бы изначально именно русские занимались бы колонизацией Америки, то ее история могла быть иной. Во-вторых, само возникновение цивилизацией не происходит как подписание соглашения о некоторых «объединительных принципах культуры». Эти принципы устанавливаются реальными фактами совместного проживания, затем уже отливаются в законы, обычаи, политическое устройство и т.п. У русских не было в Америке такой возможности, какую они имели в Сибири или при еще раннем освоении северо-восточного угла. Наконец, чеченцев все-таки вынудили принять «принципы русской объединительной культуры», хотя антиген оставался жить в этом народе. О том, как он был активирован, полагаю Вы и сами осведомлены.
Что же касается определения «комплиментарных этносов», то и он мало помогает делу. Надо же как-то назвать объединяющиеся этносы, вот и назвал их Гумилев комплиментарными. Это определение кажется глубоким, а оно есть лишь фиксация факта. Между тем, комплиментарные этносы не с другого конца Земли приходили, а становились такими в ходе общения. Если же изначально были комплиментарны, значит имели какую-то типологическую культурную черту, четко выраженную в таких народах. Опять-таки, нужно обращаться к культурно-историческому анализу, чтобы понять природу такой комплиментарности.
>А какие у Вас основания для такого вывода? Во времена Кавказской войны в Турцию с северного Кавказа свалила куча народу. Сейчас их потомков в Турции миллиона три. В числе прочих к туркам попали и чеченцы, сейчас их там тысяч пятьдесят проживает. Так вот: почти все переселенцы фактически ассимилировались, утратили свой язык и клановые структуры. Но с чеченцами этот номер не прошел.
Насколько этот номер не прошел, я, право, не знаю. С серьезной информацией на этот счет не сталкивался. Во всяком случае, в советской империи они (чеченцы) были не только этносом, но и народом, наделенным политическими правами (насколько реальным, не обсуждаю, но формально как и все другие). В Турции же они могут существовать лишь как компактные этнические группы. И если они в Турции никак не заявляют о своей политической самостоятельности, значит «номер» все-таки в определенной степени прошел и с чеченцами. Вполне возможно, родовой строй чеченцев оказался прочнее, чем у других. Но заявить себя как в России в Турции он не может не только из-за малочисленности. Окружение другое, и не комплиментарное и без объединительных принципов русской культуры. Если громко о себе заявят, их просто вырежут.
>Помнится, именно турецкие чеченцы захватывали теплоход «Абхазия» в Трабзоне в 96-м и заложников в стамбульском отеле в 2000-м году. Было б их в Турции побольше, так туркам бы и курды юными пионерами показались. А так они чеченскую «диаспору» постоянно использовали в своей антироссийской деятельности.
Эти примеры мало говорят о судьбе чеченцев в Турции. Если бы были нужны другие этнические представители для осуществления названных действий, то нашли бы и их, даже славян. В этом большой проблемы нет, нужны были чеченцы,- нашли чеченцев.