|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
IGA
|
|
Дата
|
04.04.2006 17:42:02
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Re: Поспорим.
>>>Читал "сумеречный дозор" (давно). Больше всего в глаза бросилась ненавязчивая реклама комплекса "Алые паруса".
>>В одной квартире нет сортира, а в другой душа – это реклама такая?
>
>"Ругают, хвалят - главное, упоминают".
Вот только у большинства читателей никогда не будет денег, чтобы купить в «Алых парусах» квартиру – зачем тратиться на рекламу, которая не окупиться платежеспособным спросом.
>>>В коммунистических же убеждениях, допустим, роман меня не укрепил почему-то.
>>«Сумеречный дозор» довольно пессимистичен, даже на фоне остального творчества Лукьяненко (за исключением разве что «Осенних визитов»), которое пессимистично по свей природе, поскольку представляет проблематику проекта (СССР1), находящегося на нисходящей стадии развития, и «Сумеречный дозор» написан в момент окончательного нисхождения старого проекта,
>
>??? 2004 год - СССР уже 13 лет как нет.
СССР и после 1991 года продолжал существовать, но «подбарьерно» - продолжали существовать (постепенно разрушаясь) оставшиеся от социализма производительные силы, ряд социалистических институтов и люди в них участвовавшие, интересы этих людей имели политическое представительство в виде различных оппозиционных движений, прежде всего КПРФ, сама же власть позиционировала себя как отрицание советской власти потому в общественном сознании доминировал еще советские смыслы, пусть и со знаком минус. Но, где то к 2002-2003 году структурный переход был завершен - вырисовалась воспроизводящаяся схема периферийного капитализма и власть начала и разгром оппозиции наступление и на оставшиеся советские институты. Теперь проведем параллель между реальностью и её литературным отражением – в 90-х кажется что прогнившая власть вот-вот падет и можно будет снова вернуться на социалистические рельсы – Гесер плетет изощренные интриги, которые вот-вот должны привести к окончательному торжеству Света, 2003 год- поливание КПРФ помоями перед выборами, обвинения в политической коррупции - Антон выясняет, что у Гесера и Завулона есть общее начальство и в общем то все стремятся лишь поддержать статус-кво, 2005 год – силы реакции успешно наступают через прорыв сделанный в 2003 – уничтожение парламентской оппозиции позволило власти окончательно ликвидировать оставшиеся от социализма институты таким образом уничтожить классовую поддержку «старой» оппозиции – старый советский проект прошел точку невозврата, СССР из настоящего стал историей (на всякий случай – это не означает, что социализм теперь невозможен или что он был «ошибкой истории», как раз социализм и советский опыт становятся всё более актуальными, но это именно сто исторический опыт, взгляд на проект со стороны, а не изнутри для нового социализма, который должен содержать советский социализм как отрицание отрицания – реставрации уже не получиться, нужна новая революция), вот и Лукьяненко хоронит призраков в «Последнем дозоре».
>>>> у него Свет тотален, а Тьма свободна (подробнее - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/162/162379.htm ), т.е. имеет место быть переигрывание старой битвы в пользу советского этического идеала,
>>>О диалектике света и тьмы (вернее, её отсутствии) в "дозоре"
>>Диалектика света и тьмы – это к манихеям.
>
>Угадали. Крылов - зороастрист ;)
Правда!? И как же зороастризм Крылова сочетается с таким непременным атрибутом «рррусского патриота » как «вера православная»? Впрочем, что еще можно ожидать от куршавельского патриота. Кстати, насколько я помню, зороастризм религия не прозелитическая, и что бы быть зороастрийцем надо быть чистокровным персом – так что есть у Крылова справочка, что он истинный ариец? Или он ариец не по крови, но по дух – кое-что слышал о Ницше и Хайдеггере и сейчас нам новую «Mein kampf » набросает, где убедительно дакаже избранность русского народа и это будет очередным доказательством богоизбранности святой Руси ( теорема о богоизбранности – теорема с самым большим числом доказательств :))?
>> Зато есть диалектика этики – Свет (читай коммунизм) тотален - устойчивая свободная полная самореализация каждого, неотчужденность человека от человека (неположительность инферно и отсутствие эксплуатации)
>
>Замечательно, но с чего Вы решили, что Свет у Лукьяненко - означает именно это?
Ну в общем то аргументы я уже приводил и ниже еще приведу, а здесь скажу следующее- Свет это несомненно символ этики это этика долга перед людьми, который заключается в том чтобы своей заемной Силой нести людям Радость, которая здесь безусловно понимается в Ефремовском смысле, как творческое самораскрытие человека (ниже я говорю о музыки произведений Лукьяненко, а здесь скажу, что спектр понятий радости у Лукьяненко и Ефремова совпадает, но как вы понимаете, спектр характеризует все произведение целиком, а не его кусочек, так что цитаты бесполезны – у них то спектр как у δ-функции - белый) и не в коем случае как животное удовольствие от иллюзии, ведь укус вампира приятен для жертвы. Ежели я Вас не убедил, то в таком случае расскажете, что же по Вашему мнению у Лукьяненко символизирует Свет?
>В его "дозорах" хоть строчка про отсутствие эксплуатации есть?
Да, есть – неприятие Антоном жития одних за счет других – «ненавижу паразитов» - это Антон не только о вампирах, но и о всех Иных, живущих за счет потока Силы от людей – для светлого цель использования силы должна быть в людях, а не в иных.
>И даже "светлые", как показывает рецензия с ноогена, - тоже отчуждены друг от друга ("Вся поверхностность единения показана тут великолепно...").
А коммунисты- революционеры разве не отчуждены друг от друга? Тоже ведь отчуждены, ведь он живут в том же самом обществе, что и все остальные, только быть может они отчуждены чуть меньше, поскольку он это общество преобразовывают. Вот и светлые маг Лукьяненко – такие же коммунисты – революционеры, с одним единственным улучшением – светлый не может предать Свет.
>>>- см. http://alex-lbov.narod.ru/pozor.htm
>>Позорное критиканство. Вместо построения модели произведения, объяснения социальных причин его возникновения и того нового, что оно вносит в общественное сознание, мы видим доказательство непроходимой тупости и подлости автора, построенное по принципу «каждое лыко в строку», ничем не обогащающее читателя самовозвеличивающее критика.
>
>Ну, в качестве компенсации могу сказать, что автор рецензии - не самый худший член зубатовской группировки "Прорыв".
А, ну тогда всё понятно – «Прорыв» то еще источник.
>>>Не видно никакой принципиальной разницы между ними.
>>Категорически не согласен. Аргументы уже привел и жаль, что Вы их проигнорировали (прежде всего то что Лукьяненко анти-Толкиен во взгляде на диалектику свобода и тоталитаризма - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/162/162379.htm )
>
>Я там не увидел ни одной цитаты из Лукьяненко, ни одной явной отсылки на его тексты... потому и проигнорировал.
Ничего удивительно – в той дискуссии со Scavenger’ом речь о Лукьяненко вообще не шла, речь шла о возможных каналах осознанной необходимости и связанных с ними этических системах, и в этой дискусиия я воспользовался Толкиеном как метафорой для иллюстрации диалектики свободы и тоталитаризма, но в «Дозорах» Лукьяненко есть та же самая диалектика . только отношение к ней у Лукьяненко наше, а не толкиеновское.
>>>>>В "Спектре" ( http://www.svenlib.sandy.ru/pugovichki/bukovy/specter1.htm ) идёт трансляция уже не коммунистической, а буржуйской идеологии.
>>>>А вам не кажется, что за буржуазную идеология Вы принимаете любовь автора к вкусной и здоровой пище?
>>>Если понимать "Спектр" как стриптиз литератора, - то не кажется. Не даёт автор ответа, а зачем же ему рассказывать истории ключникам. Действительно, остаётся лишь желудочный стимул.
>>Логика перехода к желудочному стимулу не ясная – книга то о технических средств гуманитарных целей.
>
>Книга - о том, как и зачем надо "профессионально" рассказывать ключникам [издателям] истории. И тем добиваться "успеха" (не быть "неудачником"). Зачем? Чтобы есть "вепрево колено" в новорусской забегаловке в Златой Праге. Иного объяснения не проклёвывается.
1. В эту интерпретацию не вписывается эпилог – зачем тогда эти рассуждения низости и примитивности потребностей и масштабе средств?
2. Продолжим Вашу интерпретацию на роман «Черновик» - там герой романа сам оказывается ключником (на что кстати недвусмысленно указывает антураж в виде башни, где обитает функционал- таможенник и которая служит дверью между мирами) – его вытирают из жизни, стирая у близких , друзей и коллег память об отношениях Кириллом (так зовут героя это романа) и превращают его в функционала-таможенника – человека идеально выполняющего одну функцию – перенос людей (кстати, один из пользователей сети таможен – патриотичный политик Дима – уж не Рогозин ли это выведен? Есть ли инфа о связях Лукьяненко Рогозина?) и предметов между мирам следящего, чтобы чего не положенное не перенесли, вот только Кирилл открывает через свою таможню путь на Землю-1 (между прочим по просьбе этого самого патриотичного политика, которому нужен Аркан, чтобы дать России национальную идею – он думает, что Аркан опережает землю на 35 лет, оказывается наоборот Земля-1 – это Аркан и подопытным кроликом для социальных экспериментов является сам политик Дима ), и выясняет, что все миры, которые связывает сеть таможен – площадки для социальных экспериментов Земли-1 таможенники нужны для обеспечения чистоты эксперимента, Кирилл «бросает вызов системе», но ему только удается купить смерть функционала – «акушера» ,инициировавшей Кирилла за разрушение таможни, на чем роман и заканчивается (видимо будет продолжение). Итак, если следовать Вашей интерпретаци таможенник – метафора профессионально писателя. С чем этот профессиональный писатель сталкивается? Вначале быть таможенником неплохо – таможня дет силу и обеспечивает уют.. вот только выясняется, что сообщество функционалов это не союз свободно творящих людей, а подавляющая человека система – функционализм в один шаг превращается в метафору капиталистического разделения труда и отчуждения человека от человека (помните начало – человека забывают его друзья и знакомые), а буржуазный уют теплого рабочего места превращается в плату за отказ от права быть человеком, даже от права на любовь и попытка обрести свободу жестко подавляется (не намекает ли разрушение таможни на попытку каких-нибудь воротил издательского бизнеса или аппарата пропаганды привести к покорности реального Лукьяненко).
>Ключевые моменты, подтверждающие такую интерпретацию:
> http://www.rusf.ru/lukian/konkurs/2002rec/a_maximova_01.htm
><<
>"Спектр" - роман не для бедняг и неудачников, побитых и опущенных, страдающих рефлексией, а для счастливых людей, добившихся - и добивающихся - успеха. Если угодно, это аллюзия на автобиографию... почему бы и нет, писатель имеет право [IGA: глядеть на нас со страниц глянцевых журналов].
>[...] для меня главное, что Мартин - настоящий профессионал. Он добросовестно исполняет свою работу, не ищет ветра в поле и не воюет за умозрительные "свободы". Мартин работает на самого себя - и одновременно на Родину - и на людей. Hад Мартином Дугиным не висит никакая "протестантская этика" в духе Мартина Лютера, Макса Вебера и Исайи Берлина, наш Мартин - нормальный русский мужик XXI века: верующий, но не воцерковленный; пьющий, но не спивающийся; себе-на-уме, но внутренне порядочный; холерик, но не истерик; патриот, но не ксенофоб. Голова этого героя нашего времени свободна от мессианской, большевистской [sic!], анархистской и прочей идеологической шелухи. В общем, Ходок из "Спектра" кажется мне намного более развитым и современным человеком, чем Стрелок из "Лабиринта".
>[...] В "Спектре" вообще нет отрицательных героев: каждый [...] - профессионал своего ремесла, специалист в своей сфере, кирпичик на своем месте. Мартин победил не только потому, что "бился за правое дело", но еще и потому, что выполнил свой долг более профессионально, чем его противники и оппоненты. Судьи - ключники - это оценили. И наградили по достоинству. [IGA: и стали даже снимать фильмы]
><<<
А почему мы собственно должны верть буржуазным критикам? Интерпретация производится субъектом и характеризует не только интерпретируемое произведение, но и субъекта интерпретации тоже.
>> Впрочем, на мой взгляд «Спектр» эстетически безупречен,
>
>Значит, мой эстетический взгляд отличен от Вашего. Мне уже на втором рецепте надоело читать эти кулинарные подробности, и я их пропускал. К сожалению, с бухаловым-куриловым так просто не получилось - пришлось терпеть.
Знаете, мы с вами по разному воспинмаем произведение- вы идете «снизу» от деталей, я – «сверху» от произведения в целом. Так вот, если воспринимать произведение в целом, то книги Лукьяненко окажутся удивительно геометиричными, как симфония ил опера с лейтмотивами – а мы ведь при оценки симфонии исходим из симфонии в целом а не из отдельных нот.
>>>Кстати, недавно Лукьяненко хвастался поездками в Лондон и Амстердам - http://doctor-livsy.livejournal.com/132013.html
>>И чего? Кстати, фотки там не грузятся.
>
>"Какие сыры!" [в Амстердаме]
Ну и что? Наверное в Амстердаме сыры лучше чем в России (0в конце концов у нашей страны раньше были более достойные поводы для гордости – первое в мире государство рабочих крестьян, покорение космоса атомной энергии, и балет с перекрытием Енисея :), а не какие-то там сыры с борделями) вот любящий пожрать Сережа это и отметил.
>Намёк на личностную близость тематики "Спектра" :)
Не понял в чем намек.
>>>А якобы "вкусная и здоровая пища" никак не вяжется с алкоголем и никотином, которым пропитан весь роман. Где же здесь коммунизм?
>>Кулинарная книга – довольно странное место для поиска коммунизма, даже если её написал Микоян, а не Лукьяненко.:)
>
>Ну, во-первых, нет, не странное. Про классово-обусловленный вкус я уже приводил материалы - https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/137/137642.htm .
Смысл понятен – в буржуазном обществе форма отделяется от содержания и смысл принятия пищи начинает заключаться не в утоление голода, а в наслаждении вкусом, что случит маркером для отделения буржуазии от пролетариата, для которого пища – то же, что уголь для топки и одновременно эстетика вкуса служит для буржуазии заменителем эстетики Красоты, а по мере развития капитализма вкус становиться символом буржуазной успешности и начинает продаваться как товар (выходим на оборот брендов А.Серегина). в общем это конечно верно. Но применительно к нашему обсуждению есть два замечания:
1. Презентуя книгу о вкусной и здоровой пищи, Микоян говорил что пища это не только калори, не только уголь для топки, но пища должна быть еще и вкусной. Разве Микоян буржуазен? Нет. Ведь в данном случае вкус становиться общедоступным и эмансипируется от ложных социальных функций – в советском обществе пища одинакова для всех и на социальный статус не указывает и советские люди наслаждаются настоящей красотой, а не вкусовой эстетикой. Так что само по себе упоминание вкусной еды не есть буржуазность
2. Кулинарные изыски Лукьяненоко не вызывают зависть ( какие вкусные вещи, а я не могу себе позволить) или стыд ( культурные люд вот что едят, а я то свино необразованное..) рекламой также не являются ( вепрево колено для российского потребителя товар не массовый – зачем его рекламировать), так что считать их пропагандой буржуазности не стоит – это просто отражение быта (мелкобуржуазного быта надо признать) писателя, который явно любит пожрать (оно и видно:))
>"Вепрево колено" относится, скорее всего, к буржуазному вкусу.
«Вепрево колено» само по себе никуда не относится – просты советские граждане вполне могли по туристической путевке съездить в ЧССР и в том числе отведать того самого «вепрева колена», да и надо полагать чешские феодалы им не брезговали в те времена когда и буржуазии и в помине не было, так что все эти кулинарные изыски не более чем отражения быта автора, который явно любит пожрать и искать тут изощренную пропаганду буржуазности смысла не имеет.
>Во-вторых, я имел ввиду, что глупо искать вкусной и здоровой пищи в книге, пропитанной куревом и бухаловом.
>В-третьих, это курево и бухалово несовместимо с коммунизмом.
Товарища Сталина из ВКП(б) посмертно исключим, потому как трубку курил?
>Так что если автор и "транслирует" "что-то такое коммунистическое", то шизофренически.
>>>Ну и наконец, могу Вам сообщить, что Лукьяненко с некоторых пор дружен (даже вывел его в одной юмореске) с Константином Крыловым - видным деятелем "русского национализма" - не очень коммунистического (хотя, может быть, Георгий возразит?).
>>Правильно, но несвоевременно – надо подождать нового 37-ого года, чтоб привлечь к ответственности за связь с контрреволюционным элементом.:)
>хотя. Не стоило бы Лукьяненко с рррусским национализмом заигрывать, то сошлют обратно в Алма-Ата, как хохла-подхачовника. :)
>Это у Вас примитивные представления о "русском национализме". Он не так уж биологичен. Так, вполне русского журналиста Кашина Крылов собственоручно "выписал из русских".
Более интересным был бы пример записывания в русские какого-нибудь еврея или представителя какой-нибудь другой не менее одиозной для квасных патриотов национальности.
>>Кстати, ссылку на юмореску и источник сведений о дружбе не подбросите.
>
>Пожалуйста:
> http://www.95.ru/post50457.html (Орлов = Крылов)
А, эту юмореску я читал, просто как-то Орлова с Крыловым не проассоциировал… А еще данные о дружбу у Вас имеются?
>В свою очередь Крылов похвалил "Дозор": http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=824&do=view_single
Отмечу две вещи:
1. Фильм - вульгаризация книги. Книга , как я писал выше, отражает социальные процессы, фильм, по Крылову, отражает их политическое оформление( отождествление остатков социализма исключительно с силовиками-хозяйственниками есть именно вульгаризация) – как видите ассоциирование светлых с СССР, а темных с неолибералами установлено по крайней мере двумя независимыми источниками.
2. «Нужно немногое: кассета с фильмом, какое-нибудь воспроизводящее устройство, советский чёрно-белый телевизор "Темп" (а ещё лучше — "Рубин" со сбитой цветонастройкой) и советский же пенсионер с высшим техническим образованием. Пенсионер сажается перед телевизором. Если фильм просмотрен подопытным до конца без засыпания на стуле или попыток переключиться на новости, то, значит, это действительно хорошее кино: его интересно смотреть даже без цвето-звуковых выкрутасов, звука "долби" и тонких намёков на сиюминутные обстоятельства, к тому же он не слишком затянут.» - я такой эксперимент провел, правда не с фильмом (чисто случайно не знаете, где можно спереть за бесплатно, чтоб тимурок не обогащать?), а с книгой – дал почитать «Дозоры» своему деду, которому уже за 80 и ему книга таки понравилась, так что похоже моя оценка Лукьяненко, как лучше фантаста поколения 90-х вполне объективна.
> http://www.specnaz.ru/article/?841
Не понял – эта статья подписана Харитоновым, но текстуальные различия только в названиях частей статьи – кто у кого спер?
>Угадайте за что? За "глянцевую рекламность", "чтобы зритель покупался каждую секунду", за "рекламный стиль мышления", за обман:
><<<
>Как нужно относиться к рекламному стилю мышления? Да очень просто: как к _исторической_ _необходимости_. Hароды и культуры, его себе не усвоившие, _проигрывают_. Как проигрывает любая "природная" женская красота тюбику губной помады и умело подобранным тряпкам. Потому что у настоящей женщины никогда не будет таких красных губ и таких огромных глаз, как у накрашенной. А естественно белый цвет ткани уступает ткани подсиненной: лёгкий оттенок голубого придаёт тряпке нездешнюю белизну, какой "даже и не бывает". Умелая фальшивка убедительнее любого подлинника, продуманная ложь убедительнее любой правды, гипертрофированная "красотень" оставляет "настоящую красоту" за бортом. Это надо признать и этому надо следовать. Как это сделал Запад, превратив себя в совокупность желанных, манких вещей. Hа фоне которых всё "естественное" всегда будет выглядеть уродливым, грязным, отвратительным и страшным.
><<<
Вырывая цитату из контекста Вы обедняете смысл – рекламная, манипуляционная красивость действительно привлекательнее действительной Красоты и своим возникновением с последующим возведением в абсолют, с тотальным отрывом формы от содержания подменой предмета фантиком, действительного удовлетворения потребностей приятными ощущениями, вызванными потреблением, это красивость обязаны капитализму – это Крылов подметил верно (впрочем, небось у Бурдье спер) и даже более того, разумом Крылов вполне понимает пагубность такой красивости… вот только душонка то прикипела к буржуазной роскоши – вот и прославление глянцевой «эффективности» - идеи отечественных неопочвенников в основном сводяться к тому, чтобы построить общество потребления, только на рррусский манер (кстати это хорошо видно по циклу романов «Ордуси» В. Рыбакова)
>А в последнем абзаце:
><<<
>Это, собственно, вполне тянет на политическую программу. Вернуться, сделать откат к тому месту, где была допущена ошибка - и сделать всё по-человечески. Может быть даже "то же самое" (включая [IGA: рыночные] реформы), по-человечески.
>То есть обойтись без нечисти.
><<<
>нечисть - эвфемизм для "неруси".
Ну это ваша интерпретация… Впрочем, зная Крылова как записного патриота, может эта интерпретация и верна, но в таком случае статья Крылова несколько умнее его самого (в чем – сказано выше)
>>Да уж, похоже после «Еврокона» и кинобабок Сережа несколько скурвился, но что тут поделать – бытие определяет сознание, а бытие у профессиональных писателей мелкобуржуазное.
>
>Не знаю, когда был Еврокон, но подозреваю, что процесс начался раньше.
Лукьяненко стал лауреатом Еврокона в 2003 году.
>>>Так то ж военные, а то писатель, "властитель душ"...
>>А писатели чем хуже?
>
>Писателей от пипов отличает не профессионализм, а искренность:
><<<
>Писателя с читателями связывает своего рода идейно-нравственный завет: я буду всерьёз, по-взрослому, разбираться в жизни, но вы будете относиться к моим книгам и словам не как к словесности, а как к социально-нравственному пророчеству.
><<<
Извините, но это игра в определения в стиле говорухинского «нравственность – это правда» (как резонно заметил СГКМ, почему бы тогда не снять штаны и эту правдивую нравственность не продемонстировать) – писатель выражает в эстетической форме потребности общественного сознания - идеи книг приходят к писателю извне. Он их эстетически оформляет, и эти идеи расселяются в общественном сознании – писатель это профессиональный медиатор, а непрофессиональный генератор, коим является философ, а не писатель. Так что г-на Полякова, следовало бы спросить – кто же среди всех когда-либо живших русских писателей является настоящим писателем, а не пипом, думаю, что если строго следовать его критерию писателями окажутся единицы - я уверенно могу назвать только трех –Маяковский, Есенин и Ефремов даже русские классики (о самом Полякове говорить нечего – однозначно пип) в число писателей по Полякову не попадут – тот же Пушкин писал «не продается вдохновенье, так можно рукопись продать», да и в «Борисе Годунове» подхалимничал по отношению к династии Романовых
>Неискренность приводит к закономерному разочараванию почитателей:
><<<
>Книга о понимании, написанная моpдобойцем, может быть только вpаньём.
>Книга о чистоте и благоpодстве, написанная автоpом, в чьём лексиконе увеpенно заняла своё видимое место лагеpная и тюpемная лексика (,,чмо``, ,,опустить``, ,,наехать``, ,,за базаp ответишь``, ,,козёл``, и так далее), может быть только вpаньём.
>Книга о свободе инфоpмации, написанная литеpатоpом, активно убиpающим тексты своих пpоизведений из сети Интеpнет и, более того, называющего воpьём тех своих читателей, котоpые с его pазpешения pаспpостpаняли свободно эти тексты pанее ── может быть только вpаньём.
><<<
> http://groups.google.com/group/relcom.talk/msg/2888de4147405dd6
>Почитатели верили, что Лукьяненко пишет "всерьёз", искренне. А на самом деле он писал то, что хорошо подавалось (сначала) и продавалось (потом) в конкретных условиях. Если Вы в курсе, Лукьяненко начальную популярность заработал в ФИДО. Отсюда и тематика "диптауна".
По большому счету в этом случае претензий к писателю нет – писатель отразил то, что было нужно общественному сознанию, выполнил читательский заказ, другое дело было бы, если бы Лукьяненко писал е то что нужно читателю, а то, что нужно издателю, контролируемому крупным капталом.