От Михайлов А. Ответить на сообщение
К IGA
Дата 08.04.2006 13:26:41 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Да, забыл сказать в прошлый раз.

>>>Писателей от пипов отличает не профессионализм, а искренность:
>>>Писателя с читателями связывает своего рода идейно-нравственный завет: я буду всерьёз, по-взрослому, разбираться в жизни, но вы будете относиться к моим книгам и словам не как к словесности, а как к социально-нравственному пророчеству.
>>><<<
>>Извините, но это игра в определения в стиле говорухинского «нравственность – это правда»
>
>Извините, но дискуссия началась с этой статьи и попыток применения её критериев к Лукьяненко. Не нравятся критерии или определения - ради бога. Значит, Вы говорите о "писателе" или "пипе" в каком-то ином смысле. Наверное, тогда стоило сразу сказать "Я не согласен с определением Полякова", а не возражать "Нет, Лукьяненко - писатель" (подразумевая согласие с определением).

Значит так, у Полякова смешаны в кучу две проблемы – искренность произведения искренность писателя. Первое это наличие в произведении содержательной проблемы и честное её решение. Как я показал в предыдущих сообщениях у Лукьяненко это несомненно присутствует, я даже сказал бы. Что Лукьяненко берется за те проблема за которые не каждый писатель берется, не говоря уж о писателях-фантастах. Вы же делаете упор на второй пункт, отношение писателя к решенной им проблеме. Ниже я покажу, что это абсурдное требование. Действительно, допустим я , как коммунист, решаю вопрос об оптимально расчеловечивания человека фашистами, мне это нужно для предсказания действий противника, для того, чтобы этому фашистскому расчеловечиванию противодействовать, в то время как честный фашист может обвинить меня в неискренности на том основании что я не желаю вместе с ним участвовать в расчеловечвании людей и себя с этим фашистом за одно, хотя теоретически я эту проблему решил –цель применения метода, полученного при решении проблемы, есть сводный и осознанный выбор субъекта и лишать человека права на этот выбор никто не вправе – читатель и писатель могут по-разному относится к поставленным в произведении проблемам, но честности произведения это не убавляет. Далее, оценка произведение по искренности писателя делает эту оценку более чем субъективной, т.к. она зависит от того, что писатель думал во время написания своего романа и если уж писатель в своих мыслях вдруг отклонился от проблематики своего произведения, то все, он неискренен и роман дерьмо… только такой подход это ни что иное как лишение писателя права на мысль. Ну и на конец такой подход не историчен – в момент написания романа писатель может искренне разделять его проблематику, но через какое то время он может свое мнение изменить – скажем Б.Стругацкий на пару с братом критиковал в «Хищных вещах века» буржуазное общество потребления, а вот спустя 30 лет высказывался, что описанное им общество в общем то даже ничего, т.е. совершил акт предательства идеала, но ведь это не умаляет уровень «Хищных вещей века» и не бросает тень на проповедываемый ими идеал.

P.S. Кстати, если мы посмотрим на г-на Полякова, то он окажется пипом по обоим критериям –что-то я не помню, чтобы он в своих романах ставил столь же глубокие этические проблемы как тот же Лукьяненко, да в искренности г-на Полякова следует усомниться – в 90-е было модно хаять советскую власть, вот Поляков её высмеивал в «Козленке в молоке», а сейчас модно резать патриотическую правду матку мол «либерасты – предатели», «надо утвердить государство» и т.д., вот Поляков себя и раскручивает., так что если составлять рейтинг пипов, то Поляков там будет куда выше Лукьяненко, да и среди фантастов Лукьяненок окажется внизу этого рейтинга, а не в вверху.