В представлениях об исторических корнях советской цивилизации есть, на мой взгляд, очень существенный провал. Это - малоизвестная роль древнего манихейского учения в формировании ценностных ориентиров ВСЕХ основных народов СССР.
Манихейство - одно из крупнейших, но редко поминаемых философских и религиозных учений, возникших на Ближнем Востоке в период формирования будущих современных религий. Творца этого учения Мани в 276 г. распяли. Но учение пережило долгую историю.
Мани, прекрасно владевший всем интеллектуальным богатством, вырабоатнным в арамейском мире Ближнего Востока(иудаизм, христианство, ряд других исповеданий) выработал удивительно целостную систему воззрений, отвергавшую Бога как такового. И объяснявшего мир как результат бескомпромиссной борьбы сил Добра и Зла, Света и Тьмы. Историческими наследниками манихейского учения были павликиане на Кавказе, богомилы - на Балканах, катары - на юге Франции, разгромленные в Альбигойских войнах.
В русской культуре влияние манихейства существенно. По истории - два канала распространения манихейства:
1) Принятие христианства от Константинополя в период серьезного веса манихейских(БОГОМИЛЬСКИХ) тенденций в том числе при дворе императора. Распространение христианства через миссионерство болгарских священнослужителей-богомилов.
2) Наличие очень серьезного манихейского ядра на востоке. Манихейство длительное время было государственной религией Уйгурского каганата, манихейская религия была распространена в Средней Азии, на Алтае. Сейчас археологи обнаруживают на Алтае множественные манихейские храмы. А про манихейские общины в Самарканде времен Тимура упоминается в источниках. Манихеи составляли существенную часть монголо-татарского войска. Манихейство историками отмечено вплоть до восточного окончания Великой Китайской стены, т.е. до Тихого океана.
Я полагаю, что не менее существенным был и кавказский(павликианский) маршрут - через армян, оседавших в Булгарии(в Казани древнейшее кладбище - армянское) и на Украине(Львов, Каменец-Подольский, Киев), павликианство же(как манихейская ересь христианства) возникло именно в армянской среде.
В период реформации православной церкви в 17 веке протопоп Аввакум, лидер старообрядчества, был манихеем.
Основные тезисы манихейства просматриваются в не оставивших после себя русских источников, кроме отдельных упоминаний, стригольнической ереси и ереси жидовствующих, последняя распространялась при Иване Грозном вплоть до Москвы.
Несмотря на изменение вероисповедания в период Никоновских реформ, народные верования и ценности сохранили существенные элементы манихейства. В частности - в недопущении компромисса между Добром и Злом. В том, что материальное богатство в русском народе ассоциируется со Злом.
Для русского народа обоснованием войны не может быть стремление к добыче, к политическому или территориальному преимуществу. Такая война властью вестись может. Но она будет морально неприемлема. Для русского народа война должна иметь священный характер - без намека на меркантильные потребности. Русско-турецкая война 1877-78 годов в этом смысле идеально чиста перед русской совестью. И соответственно она продемонстрировала примеры бескорыстного массового героизма и самоотречения.
Ну а первая балканская война, на которую отправлялись русские добровольцы, нас одарила "Прощанием славянки" - удивительной, на мой взгляд, по эмоциональной чистоте мелодией.
В самом начале Великой Отечественной войны Лебедев-Кумач предельно точно вычислил те слова, с которыми надо обращаться к народу, жизненные ценности которого сформированы в немалой степени манихейством(идеей бескомпромиссной борьбы сил Света и Тьмы):
"За свет и мир мы боремся
Они - за царство тьмы..."
("Священная война").
И еще одно добавление по ходу. По моим представлениям, более или менее развитое манихейство, через которые прошли и Россия, и Средняя Азия, и Алтай, и Кавказ, - и есть то идеологическое, мировоззренческое ядро, которое стало залогом единства русской=евразийской-советской цивилизации.
Народы данного региона в своих национальных глубинных ценностных ориентирах несут общую для всех них недопустимость сделки с совестью. Общее глубинное отвержение материальных меркантильных мотивов в качестве главных. Жестокий бессеребренник Сталин всегда будет святым, а интеллигентные хапуги Мавроди, Березовский, Ходорковский - презренными. - Не ввиду методов. А ввиду целеполагания. Объяснения типа: "Ничего личного, только деньги" - у народов, составивших СССР, кроме, может быть, самых западных его частей, - нелигитимны. А самые жестокие жертвы во время СВЯЩЕННОЙ войны - оправданы ее священными целями.