>Выкладки в стиле Фоменко по поводу российского манихейства я не разбираю. По причине их бездоказательности.
Случайно ли то, что поход Батыя начался тогда, когда на Руси фактически победила уния с Римом? Случайно ли то, что конечным пунктом похода Батыя была Паннония - центр славянской культуры и церкви, а также Босния - центр богомильства? Белорусский историк В. Пануцевич отмечал, что на латинском языке богомилы называются "татары" ("картары"). О распространении богомильства на Руси говорят и местные находки амулетов-змеевиков, которые историк А. Рындина обоснованно связывает с ересью манихейства. http://brama.brest.by/nomer19-20/artic06.shtml
Имеются указания на влияние болгарского богомильства в Киевской Руси (“болгарские басни” попа Иеремии). В 1004 г. в Киеве учил богомильской ереси скопец Адриан; в 1123 г. здесь проповедовал богомил Дмитр. Некоторые исследователи отмечают влияние богомильства на русскую секту “стригольников”. http://diakoff.kurskzerno.ru/m3.htm
О возможном влиянии на славянские легенды о мироздании богомильского учения, приписывавшего сотворение мира совместному творчеству Бога и Сатаны, в ранних своих работах писал и А.Н. Веселовский. 37 Позднее, в своем специальном исследовании о дуалистических космогониях ученый предполагал две возможности. С одной стороны, он допускал отражение в славянских легендах богомильского учения и, указывая на обширное распространение дуалистичес ких представлений о сотворении мира на территории России, как о возможных причинах этого, говорил о воздействии на народную фантазию "тех отреченных легенд в духе богомильства, которые, явившись на славянском юге выражением еретического вероучения, распространились и далее вместе с памятниками южнославянской церковно-учитель ной письменности" 38 и которые раскольничья колонизация могла занести на окраины русской земли, где повесть о дуалистическом миротворении "могла быть перенята и усвоена инородцами", 39 для чего, впрочем, должна была быть "в уровень с дуализмом их собственной мифологии". 40
С другой стороны, А.Н. Веселовский не исключал и того, "что, напр., черемисская, мордовская и т.д. - и южнославянская легенды принадлежали первично одной и той же полосе развития религиозного миросозерцания, богомилы лишь внесли в круг своих дуалистических мифов, может быть, неславянское предание, отвечавшее их целям, а черемисы и алтайцы получили обратно свой старый космогони ческий миф в освещении христианской ереси и апокрифов". 41 Так или иначе, но, касаясь метода исследования вообще, ученый указывает, что "заимствование предполагает в воспринимающем не пустое место, а встречные течения, сходное направление мышления, аналогические образы фантазии". 42
Позднее А.Н. Веселовский все больше склонялся к мысли, что "дуализм знакомых нам легенд о мироздании не следует исключительно объяснять из иранских представлений, объявившихся в исторических формах богомильства", и определял их религиозно-этническую основу как тюркско-финскую. 43