От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Эконом
Дата 09.10.2005 11:37:07 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар; Тексты; Версия для печати

Re: Зря вы...

Я фактически только указал факты из абсолютно нормальных научных исследований, которые прямо и непосредственно указывают на существенное присутствие на территории СССР именно этой одной из самых значительных мировых религий прошлого.

Религии, в философском плане настолько целостной и настолько мощной, что борьба с ней во всех случаях, хоть во Франции, хоть в Болгарии, хоть на Кавказе, хоть в Уйгурском каганате, сводилась исключительно к силовому уничтожению ее носителей. Причем возрождалась она неоднократно.

Понятна и причина, по которой военные силы направлялись против нее. Манихейство объявляло власть целиком принадлежащей силам зла. Т.е. ставила светскую власть вне закона. Она же оправдывала спокойную жертвенность своих последователей в борьбе с силами зла, поскольку сама телесная оболочка, в отличие от души, принадлежала миру Тьмы и Зла.

Мы сейчас не добиваемся того, чтобы взять и объявить. что, мол, древняя манихейская религия есть наше общее, которое на самом деле хорошее и должно быть введено в оборот. Ни в коем случае! Но народы, которые в течение длительного времени жили в условиях контакта с данным мировоззрением, похоже, сохранили в своей национальной психологии фрагменты этого учения, этические нормы, оценочные категории, реакцию на образы, доминирующие мотивы при принятии решений.


У нас другая цель. Мы зафиксировали наличие цивилизационных отличий. Русска=евразийская=советская цивилизация имеет некоторые исторические особенности, которые предопределяли в истории существенную враждебность со стороны той же европейской цивилизации. И эта враждебность, проявлявшаяся и в период Наполеона, и в обеих мировых войнах, и сейчас, имеет своим основанием некоторые несовместимые ценностные различия между русской и европейской цивилизациями. Какие?

История дает подсказку. Мы несовместимы в том, что европейская цивилизация допускает соглашение, компромисс, сделку между тем, что мораль общества определяет как добро, и тем, что определяется как зло.
В нашей же цивилизации такая сделка является недопустимой. Мне этот момент представляется центральным. Из которого вытекает масса следствий.

Должен отметить, что резкое противоставление Добра и Зла, доведенное до построения целостной философии у Мани, на самом деле не нашло бы себе сторонников, если бы эта проблема не встала в центр внимания всех зарождавшихся параллельно манихейству религий. Христианская католическая, а в гораздо большей стпени протестантская религия развиваясь в чужом ареале, ушли от арамейской колыбели и далеко ушли от этических предпосылок того же раннего христианства. А вот ислам развивался в арамейском ландшафте. И он также унаследовал в своих этических нормах ряд принципов, роднящих его с манихейством. Представляется, что мы получаем еще и инструмент, позволяющий лучше понять народную психологию еще и наших южных соседей - мусульманского мира, который все более и более демонстрирует свою бескомпромиссность в отношении мирового гегемона - Запада.

Отмечу, что косвенным признаком правильности посылок является объективный факт чрезвычайной близости психологических потретов граждан СССР и Ирана. Религии разные, общественный строй разный, ландшафты разные, а отношения в координатах коллективистских реакций и восприятия власти - сходны. Почему? - А у наших национальных психологий имеется общий значительный предок...