От Дм. Ниткин Ответить на сообщение
К Кирдина
Дата 13.04.2005 18:59:22 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Версия для печати

Гипотеза выглядит очень слабо.

>Коллеги, как вам такой вот взгляд - это пока гипотеза, потому заранее извиняюсь.
>При таком подходе у меня как бы нет индивидов, а действуют, допустим, абстрактные законы, которые условно названы базовыми институтами, это устойчивые связи, которые между этими индивидами (неважно, какие они и о чем думают), неизбежно возникают. То есть как законы тяготения, притягивающие тела. Коренное различие разных типов экономик при таком подходе - у меня Х и Y, у вас плановой и рыночной, или незападной и западной - здесь пока неважно, различие их в том, что они сформированы в разной среде. В одном случае существует объективная возможность относительно обособленной деятельности субъектов (Y = рынок), а в другом - им приходится, как правило, объединяться (Х = централизованная редистрибуция).

Коллега, по-моему, Ваша предпосылка с самого начала носит абстрактный характер. У Вас пропущено описание субъекта. Кто является субъектом экономической деятельности? “Нет индивидов”? А кто есть? Кто действует обособленно и кто объединяется?
Извините, но это азы. Рыночная экономика возникает именно тогда, когда люди утрачивают способность и желание к относительно обособленной деятельности (натуральному хозяйству). Точнее, рынок есть один из механизмов производственной кооперации. Не единствено возможный, но, тем не менее…

>Какие сформируются внутренние законы, направляющие развитие таких экономик? Мне представляется, что для Y-экономик, где независимые субъекты, будут формироваться условия, стимулирующие рост их активности, потому что из их результатов складывается общий.
В логике провал. Из того, что существует некий оптимум для сообщества, никак не следует автоматическое формирование таких условий для субъектов, что их действия будут способствовать достижению этого оптимума. См. известные байки из теории игр о несовпадении ожидаемого общего и частного выигрыша.

>Поэтому исторически формируется мотивация на прибыль, которая и представляет собой материальное выражение достигнутого каждым в отдельности результата, и она же становится механизмом обратной связи - есть прибыль отдельного участника, он способен воспроизводиться, система работает в целом нормально, нет - плохо. Выражение этой прибыли (деньги или что иное) нам здесь не так важно.

Далеко не доказано, что истинной мотивацией для субъекта в «экономике обмена» является именно максимум прибыли. А последнее замечание делает фразу и вовсе бессмысленной. Прибыль, не измеряемая в деньгах – это уже не прибыль, это совсем другая экономическая категория. Кроме того, само понятие прибыли весьма зависит от субъекта. У традиционного крестьянского хозяйства, например, категории прибыли нет.

Как любая обратная связь, она может быть и разрушительной - слишком сильная (много прибыли) - жди сразу за этим кризиса. Экономическая история рыночных стран про это.
Разрушительными бывают не любые обратные связи, а только положительные. И кризис далеко не всегда означает разрушение.

>А в Х-экономиках? Здесь каждый выживет, если выживет вся экономика, один не проживет в коммунальной среде.
Примените эту фразу, например, к Нью-Йорку. Подходит?

>А когда выживает вся экономика? Когда она соразмерна как целое (аналогия с единым организмом), пропорциональна внутри себя и ее части не увеличивают свою долю - это только за счет других возможно "в одной лодке", - а скорее уменьшают. И рост может быть только вместе.
Коллега, я понимаю, что формат сообщения допускает некую неаккуратность в формулировках, но то, что Вы буквально написали – извините, чушь. Есть два варианта: или Вы поясните, что Вы имели в виду, или я Вам объясню детально, почему написанное Вами - чушь.

>Поэтому включается такой механимз обратной связи, который ведет не к росту результативности отдельного включенного в эту систему, а скорее к снижению его издержек, поскольку это важнее для общего блага

Опишете этот механизм? И объясните, чем стремление к максимизации прибыли в условиях объективной ограниченности ресурсов отличается от стремления к снижению издержек?

>Поэтому, как показывает исторический опыт, в Х-экономиках - России, , Латинской Америке, Китае, ЮВА, даже в Японии, продукты всегда относительно дешевле, чем в Y-экономиках, что делает их конкурентноспособными, кстати, на тех же рынках, если эти экономики правильно используют свои преимущества, а не пытаются перестроиться и получается известно что.

Что Вы называете продуктом? Можете проиллюстрировать примерами относительную дешевизну продуктов в условиях X-экономик? Можете раскрыть слово «поэтому?»

>То есть сухим остатком - в Х-экономиках естественной являются ориентация на пропорциональность (политэкономия социализма это через категорию планомерности пыталась поймать) и снижение издержек - это Лебенстайн через категорию Х-эффективности декларировал.

А Вы можете эту «естественность» раскрыть? Не декларировать, а объяснить? И заодно объяснить, почему при всей этой ориентации на пропорциональность коммунистические Х-экономики сначала долго воспроизводили диспропорции, а потом дружно накрылись медным тазом?

>А дефицит здесь является не сущностью, а следствием недоиспользования возможностей экономики, одним из способов измерения диспропорциональности. Как в рыночных экономиках наблюдавшееся во времена Маркса накопление нац. богатства на одном конце и обнищание на другом были не следствием действия закона прибыли как таковой, а ее несдерживания комплементарными институтами.
Что такое «закон прибыли»?

>Хорошо бы и нам про себя понять, что у нас позитивное и правильное, чтобы это использовать, поддерживания рыночными инструментами.
«У нас» – это у кого?