От Вячеслав Ответить на сообщение
К WLD Ответить по почте
Дата 14.12.2004 02:47:14 Найти в дереве
Рубрики Семинар; Версия для печати

Солидаризм для "чайников" :)

Дабы разобраться самому во всей предложенной информации, хочется предложить такую игру. Я попытаюсь изложить своими словами то, что понял из вашего текста и из дискуссий на форуме и в кулуарах, как если бы я объяснял предметный материал среднестатистическому студенту, которому плевать на диалектику и на споры научных школ. А вы, плз, прокомментируйте сказанное на предмет соответствия теории солидаризма.

Культура - это такая информация, точнее даже набор программ поведения, согласно которым человек не только действует, но и воспринимает окружающий мир. Любой человек является носителем определенной культуры.
Культура появилась раньше человека, подобные программы поведения и восприятия есть и у высших животных. Такие программы появилась в ходе естественного отбора, когда преимущество получили те виды, которые смогли программировать поведение новых особей не только генетически, но и на основе подражания. Т.е. с точки зрения приспособления вида к окружающей среде, такие программы поведения эквивалентны инстинктам. В силу вышесказанного культура во многом напоминает генетическую информацию:
1. Раз приобретя такую программу в детстве, мы не можем ее сознательно изменить, аналогично тому как не сможем перепрограммировать инстинкт у конкретной особи животного.
2. Все программы поведения и восприятия в рамках одной культуры аналогичны генофонду вида и отличаются для внешнего наблюдателя только скоростью изменения.
3. Процесс передачи программ осуществляется только через обучение. Процесс обучения эквивалентен процессу передачи генетической информации от родителей к потомству.
4. Мы не можем целенаправленно превратить одну культуру в другую, как не можем вырастить носорога из зародыша ромашки, если только не разберем зародыш ромашки на аминокислоты и не сделаем зародыша носорога заново, т.е. мы не можем это сделать, минуя этап полного разрушения преобразуемой культуры.
Культура развивается, приспосабливаясь к окружающей среде по законам естественного отбора, т.е. развивая способы присвоения ресурсов своими носителями и конкурируя или сотрудничая с другими культурами в процессе присвоения ресурсов.
Важнейшими направлениями развития культуры являются:
1. Развитие механизмов передачи и восприятия программ. Культура с наиболее развитыми механизмами передачи и восприятия получает преимущество в выживании для своих носителей.
2. Развитие механизмов объединения носителей в общество, что повышает сопротивляемости культуры при ее конкуренции с другой культурой.
3. Развитие механизмов взаимодействия (конкуренции или сотрудничества) с другими культурами, что помогает избежать затрат ресурсов на физическую борьбу между носителями.
Развитие культуры подвержено закону необратимости эволюции. В частности это означает, что новый набор программ определяется не только жизнедеятельностью общества в конкретной окружающей среде, но и в большой степени наборами программ прошлых этапов развития культуры, т.е. культурной наследственностью (преемственностью).