|
От
|
Дмитрий Кропотов
|
|
К
|
alex~1
|
|
Дата
|
27.07.2004 15:57:37
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Противоречие - источник развития
Привет!
>>как раз и заключалась в том, что
>>> обычного человека в школе учили читать/слушать/видеть и понимать высшие достижения мировой культуры,
>>
>>а уж последствия - грех не системы образования, а грех общества, которое не могло предоставить каждому цель такой значимости, чтобы не стыдно было ей заниматься после воспринятия высших достижений мировой культуры.
>
>Но, Дмитрий, общество не может предложить того, чего оно не может иметь. Это же страшный стресс - быть знакомым с вершинами (причем воспринимать этот уровень как норму) - и столкнуться с совершенно иной реальностью. Зачем же приучать людей к идеалу, зная, что на практике все иначе?
См. заголовок. Знаете, как маленьких спортсменов обучают? Создают стресс, основанный на противоречии между завышенной оценкой и реальностью. Грубо говоря - требуют - ты же самый лучший, ты можешь - добивайся, тренируйся до упаду. Делай хорошо, а плохо -само получится.
Так и в образовании. Пытаться "подогнать" образование к среднему уровню - заранее обеднять общество со стимулами к развитию, которые возникают у индивидов, познакомленных с вершинами, которых достигло человечество.
Советское образование - это был вызов. Кто-то его не выдержал, кто-то выдержал.
Как выяснилось, общество в целом его не выдержало - оказалось недостойным своего образования.
Грубо говоря, в школе изучали рассказ Гайдара "Честное слово", а в жизни человек быстро понимал, что идеал весьма далек от реальности. В школе говорили о Тимуре и его команде и Жене Столетове, а в жизни Столетовы попадались редко. Налицо противоречие в надстройке, отражающее противоречие в базисе общества :)
>>>Такой конфликт даром для сознания не проходит. Чего уж тут удивляться его массовой шизофренизации.
>>И опять же это не беда системы образования.
>>Ведь альтернатива - готовить, в конечном счете, из людей не Людей, а винтиков для общества.
>>Нет, на мой взгляд, давайте лучше будем давать образование максимально хорошее, именно что на основе высших достижений мировой культуры.
>Есть варианты. Например, описанный в "Игре в бисер".
Как любое неопробованное на практике решение оно может содержать подводные камни. Создатель Игры в бисер, как создатель любого худ.произведения имеет целью не создать непротиворечивую и жизненную концепцию, а эмоциональное воздействие на читателя. Т.е. в лучшем случае _создать впечатление_ что концепция непротиворечива и жизненна.
>>Нет, будут и те, кто со стоном наслажденья отбросит в сторону Преступление и наказание после сдачи экзамена и включит телеящик, прихлебнув пивка - но будут и другие, которые этот телеящик смотреть не станут и детям закажут - вот в существовании и хоть каком-то воспроизводстве таких людей и заключается ценность русско-советского образования.
>
>Но таких людей воспроизводит и западная система. Да, таких меньшинство. Но если таких будет большинство, за счет кого будет жить телевидение, что делать с недостойным меньшинством и как вообще управлять таким продвинутым обществом?
Вот это вопрос. Полагаю, средства управления должны будут быть под стать этим людям.
>Кроме того, Вам, как марксисту, не пристало считать, что уровень культуры и "продвинутости" общества можно задать только с помощью системы образования. :)
А я так и не считаю :) Но и полагать обратное - тоже не по-марксистски :) Чтож, вы предлагаете изменить советское образование в надежде добиться изменений в обществе :)?
>С уважением
Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru