От Чобиток Василий Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 24.07.2000 12:43:34 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

Отзыв на материалы Броне-Сайта

Привет!
Вот такой мне пришел отзыв
==============

Ваш сайт оставил у меня весьма тягостное впечатление. Точнее раздел, посвященный танкам Второй Мировой Войны. Вы широко используете монографию Барятинского. Я прочитал файлы о истории создания и боевом применении танков Т-34, 34-85; КВ-1, 2; ИС-1, 2; "Пантера"; "Тигр"; "Королевский тигр". Различие между файлами о русских и немецких танках заключается в следующем: при рассмотрении русских танков автор добросовестно описывает все недоработки и неудачи, а вот при рассмотрении немецких танков говорит только как они лихо "вертелись на пятачке", но о всех недоработках говорит вскользь и весьма мягенько. Например, при описании ходовой части "Тигра" автор говорит: "Слабым местом ходовой части "Тигра", от которого никак не удавалось избавиться, был быстрый износ и последующее разрушение резиновых бандажей опорных катков"; "На "тиграх" использовались два типа гусениц - транспортные, шириной 520 мм и боевые, шириной 725 мм. Первые применялись для перевозки по железной дороге, дабы вписаться в габарит платформы, и для движения своим ходом по дорогам с твердым покрытием вне боя. (При перевозке танков часто снимались и наружные опорные катки.)". А вот как описывает это автор другой книги: "Германские конструкторы, имея захваченные в боях KB и Т-34,не сумели уяснить главный "секрет" советских танкостроителей. Немецкие конструкторы, даже имея перед собою образцы, главного не поняли. И ошибку повторили - двигатель на корме, а силовая передача в передней части корпуса. Результат: заказывали танк в 45 тонн, точно как наш KB, а получился "Тигр" весом 57 тонн. Новая проблема - как такой вес по бездорожью двигать? Чем больше диаметр опорных катков, тем легче они идут через препятствия. Потому интерес конструктора - сделать катки диаметром побольше. С другой стороны, для увеличения проходимости и скорости на пересеченной местности конструктор заинтересован в том, чтобы максимально увеличить количество точек подвески, проще говоря - приладить побольше катков. А для этого их надо делать диаметром поменьше. Конструктор вынужден искать середину между двумя противоположными стремлениями. Больших катков с каждого борта можно поместить 4-5. Если бы вес "Тигра" был нормальным, так этого и хватило бы. А вес получился ненормальным. Нужны большие катки и нужно их много - 8. И тогда немецкие конструкторы решили с каждого борта иметь по три ряда катков... Сделали катки тоненькими, как тарелочки, и поставили танк на ряды "тарелочек", расположенных в шахматном порядке -три ряда с одного борта, три с другого. Волки целы и овцы сыты. Получилось - у катков большой диаметр, и при движении удары о грунт воспринимаются сразу на восемь точек подвески с каждого борта... Только за все платить надо. Тарелочки сминались через два часа движения по пересеченной местности. "Пантеру" тоже на "тарелки" поставили. И они тоже сминались. Закроем глаза и представим: танковый батальон совершил двухчасовой марш, остановился, батальону гусеницы снять, катки заменить... Ой, сколько мороки. Хорошо на учениях, а как это проделывать в танковом сражении под Прохоровкой? А гусеницы у "Тигра" широченные, тяжеленные. Конструкторы не удержали вес танка, потому гусеницы нужны очень широкие. Чтобы он, проклятый, в землю не проваливался. Еще беда - танк такого веса редко какой мост выдержит. Наплавные мосты все под ним проваливаются, форсировать реку "Тигр" мог только по железнодорожным мостам: надо было отбить у противника железнодорожный мост, а на той стороне - отбить станцию с высокой платформой, далее найти на своей стороне станцию с высокой платформой, подогнать туда свои танки, погрузить в эшелон, перевезти через реку и на другой станции с высокой платформой их сгрузить... Просто? Нет, не все так просто, как вам кажется. Беда в том, что на широких гусеницах "Тигр" на железнодорожную платформу не помещался. Потому решение: для "Тигров" придумали широкие гусеницы и узкие гусеницы. Ходит он на широких, а узкие за ним возят. Вот как эти танки в бою переправляли через реки. Подгоняли танк к станции с высокой платформой, туда же подгоняли тяжелый грузовик с узкой гусеничной лентой. И еще один грузовик - с другой гусеничной лентой. Они хоть и узкие, а две ленты ни один грузовик не возьмет. А третий грузовик - с краном: они хоть и узкие, да руками их с машины не сгрузить. Потом все просто: с "Тигра" широкие гусеницы снимали, снимали один ряд "тарелочек", надевали узкие гусеницы и потихонечку загоняли танк на платформу, стараясь на мягкий грунт не выезжать - на мягком "Тигр" на узких гусеницах провалится. Потом грузили широкие гусеницы на грузовики, загоняли их на платформы, переезжали речку, гнали эшелон до другой станции, которую германская пехота вынуждена отбивать без поддержки танков. После этого танки надо разгрузить, а узкие гусеницы сменить на широкие. Снова "Тигр" воюет, а три грузовика с гусеницами и краном -рядом. Если впереди окажется речушка пять метров шириной, как ее переехать? Опять же две станции надо иметь, мост железнодорожный, и все повторять сначала."
Я хотел описать все примеры, которые встретил на сайте. Но их - десятки. Просто выскажу краткое резюме - вся информация, размещенная на сайте [только о Войне], это восхваление немецкой танковой техники и принижение нашей. И если Вы громите Резуна за его предательские книги, то как у Вас поднялась рука в начале истории создания "Тигра" ввести абзац "Созданный "сумрачным германским гением", этот, без всякого сомнения, самый грозный немецкий танк Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники. " Вы, якобы патриот Родины, так относитесь к ней? И Вас после этого не мучает совесть? А не лучше было ввести абзац: "Германский тяжелый танк "Тигр" по своим основным параметрам остался далеко позади совершенных образцов русской боевой техники, такой как танки ИС"? Я по образованию - авиационный инженер. И могу сказать, что по части реактивной и ракетной авиации немцы действительно были гениями. А вот по части танков - мы, русские, оставили их далеко позади. После прочтения вашего сайта хочется утереть слезу и вздохнуть: "ах, какие у немцев были танки. А мы-то их просто завалили количеством своего металлолома на гусеницах." А на самом деле мы победили их не количеством, а качеством. Тем, что русские средние и тяжелые танки превосходили все, что смогли создать немцы в ходе Войны. И я очень рекомендую Вам прочитать книгу В.Суворова "Последняя республика". В ней он добросовестно рассматривает все недоработки немецких танков в сравнии с нашими. Кстати, сравнение на Вашем сайте начисто отсутствует. И только в файле о "К-Тиграх" Барятинский описывает все тех. недоработки танка. Да и то, только потому, что ущербность танка слишком видна, что бы ее скрыть.
Суворов, которого Вы ругайте на все корки, в моих глазах является большим патриотом, чем Вы. После прочтения его книг остается чувство гордости за нашу боевую технику, лучшую в мире, а вот после прочтения Вашего сайта остается только радоваться за наши сырьевые ресурсы, которые позволили одолеть Германию диким количеством ущербных танков.


==============
С уважением, В.Чобиток http://armor.kiev.ua/