Кину-ка и я свою историю в копилку. Кишиневский завод Мезон, 1981-82 гг. Перед каким-то там праздником. На участки раздавали спирт этиловый ректификованный высшей очистки для производственных нужд, но в своем исходном виде он недолго выживал :). Обычно - если начальник хотел, чтобы сабж сохранился - его разводили ацетоном, у которого довольно резкий запах. Бухари скорбно на это смотрели, но пить остерегались. А на одном участке умудрились баклагу развести дихлорэтаном, а у него нет такого резкого предупреждающего запаха. Зато биологические ткани эта штука растворяет будь здоров. Ну и один наладчик приговорил бутылочку. Спохватились, когда он уже вырубаться стал. Вызвали скорую, то-се - но в больнице он уже отдал концы - немудрено, грили, полжелудка уже исчезло. Жидкости - ахиллесова пята нашего рабочего класса :).
А по сабжу посерьезнее - в позднем СССР соблюдения технологической дисциплины очень тяжело, практически невозможно добиться. Расстрелов и посадок уже нет - чай не сталинское время. Увольнения работяги добиться практически невозможно, да и уволенный найдет себе место в два счета. Штрафов нет. Максимум - лишение прогрессивки. С другой стороны - перманентная штурмовщина, вызываемая помимо субъективных чисто объективными обстоятельствами. Например: от всех требовали выполнения плана, но вот такого чуда, как график поставок, практически не существовало. И вот вам картинка с выставки: Туапсинский машиностроительный завод, делает автокраны. А вот механизм опорно-поворотного устройства поставлялся из Ростова. У тех тоже план, типа с поквартальной разбивкой, как и у нас. Ну и они его выполняли - но основная партия механизмов приходила в конце квартала. А теперь уже план надо было выполнять нам - вот и собирали основную часть кранов в конце квартала - а куда деться, ведь без ОПУ нельзя приступить к сборке крановой надстройки. Судите сами о качестве сборки. А на этом фоне спокойно прокатывали и невызываемые объективными обстоятельствами нарушения технологической дисциплины. Например: пятница, работяге надо сверлить дырки в крановых проушинах. По технологии он должен закладывать пакет скажем из пяти штук, но конец недели, выпить хочется, а работать не хочется. Он закладывает пакет скажем из 20 штук и сверлит. Дыры получаются овальные и слегонца не по центру проушины. Другой работяга собирает ограничитель натяжения грузового каната - прибор безопасности, между прочим. Время близится к обеду, ну его нах эту работу и он концевик вообще не подключает, просто заталкивает провода. Заканчивается сборка крана - с этой самой