От Андрей Сергеев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.05.2003 13:40:21 Найти в дереве
Рубрики Современность; Танки; Армия; Версия для печати

Вот еще статья на растерзание общественности.

Приветствую, уважаемые!

Где-то месяц назад была на ВИФе дискуссия по перспективным БМП. По просьбе одного из коллег я поместил его заметки с целью получения табуреток от ВИФ-сообщества:

https://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/505/505276.htm

Табуретки были получены, и коллега написал некоторый ответ и развитие концепции , которую по его посьбе и представляю вашему вниманию:

-----------------------------------------

МАЙСКИЕ ТЕЗИСЫ (о механизированной пехоте)
Сначала – о полемике с тезисами о БМП. Вопросы будут несколько перефразированы без изменения смысла.
Зачем постоянно поминать Миддельдорфа?
Обороты типа «еще Миддельдорф предлагал» действительно выглядят стилистически не очень удачными. Я не имел ввиду полемизировать с немецким оккупантом или популяризировать его соображения, хотя многие из них не утратили ценности.
К сожалению, он был единственным, кто в открытой печати вслух проартикулировал тактические выводы из Второй Мировой войны. Сделано это было с немецкой основательностью и (что существенно) с объяснением хода мысли. В таких случаях принято поминать предшественников – исключительно из соображений приличия.
Опять же заметим, что немецкая армия была единственной, кто систематически использовал БТР на поле боя как боевую машину, а не транспортное средство. На американцев прошу не ссылаться: они предваряли действия танков и мотопехоты качественным авианалетом, так что потом оставалось только пленить контуженных. Миддельдорф именовал подобную тактику пехоты «полицейскими действиями» (то есть зачисткой), считал ее предпочтительной и оговаривался, что против серьезного противника она неприменима.
1. О конструкции БМП
Какого размера получится короб для ТПК ПТУР и НУР?
В 2–3 раза больше, чем короб для TOW на «Брэдли». А ведь его можно делать двусторонним по бокам башни. Только сзади нужно закрывать – иначе из люков на крыше голову не высунуть.
Если будут применяться сменные элементы бронирования, то механик перед боем будет бронирование заказывать?:)
Солярку-то заказывает.
Много ли настреляют стрелки с борта двигающейся БМП?
Немного. Но сейчас еще хуже. А нам надо обеспечить высокую плотность огня по опасным целям на дистанции 200 м и менее.
Военные через год захотят забронировать пулеметные точки, см. М113.
А что делать? Сейчас десант вообще не имеет средств воздействия на гранатометчиков: только эквилибристика с автоматом. А М113 ACAV тем и интересен, что создавался как машина прорыва: М2НВ на закрытой турели впереди + 2 М60 за щитами по бортам.
Кто будет вести огонь с этих установок, если за 150 м до этой позиции произошло спешивание десанта?
Десант может высаживаться как перед позициями, так и за ними – по ситуации, в зависимости от степени подавленности опорных пунктов, от эшелона атаки. А огонь с борта по различным целям – действительно паллиатив и факультатив. Есть другие решения? Многобашенная схема отвергается заранее.
Пусть гранатомет будет 40 мм – какие сейчас собственно и стоят на вооружении.
Вообще-то 40 мм – калибр Mk19. А калибр АГС-17 и АГС-30 – 30 мм.
2. О подчиненности БМП
На хрена выводить БМП из состава мотострелковых подразделений, если их задача – доставка пехоты на рубеж спешивания и ее огневая поддержка?
Сюда же относится замечание о том, что БМП входит в состав танковых войск, поскольку в них существуют мотострелковые подразделения.
Начнем с последнего. БМП состоят на вооружении мотострелковых войск, а не танковых. В составе танковых частей (полков) есть мотострелковые подразделения (батальоны) – и наоборот. Кстати, солдатики всегда понимали неадекватность этой ситуации, и механики и наводчики БМП норовили нацепить танковые эмблемы.
БМП – объект бронетехники. Комплекс вооружения современной БМП ничуть не проще танкового, она требует технического обслуживания как любой бронеобъект. БМП изначально создавалась как боевая машина, способная действовать в едином строю с танками. Тяжелая БМП в принципе выполняет задачи, которые в прошлом возлагались на танки НПП – включая перевозку десанта к рубежу спешивания и огневую поддержку.
Но при этом экипажи БМП не объединяются в во взводы и роты, у них нет собственной командной иерархии, после высадки десанта они оказываются в подчинении случайных командиров – если эти командиры вообще предусматриваются.
Есть причины и чисто психологического свойства. Именно включение БТР и БМП в состав мотострелковых подразхделений и закрепление БТР и БМП за отделениями привели к облегчению вооружения мотострелковых подразделений. Если есть БМП с пушкой, зачем мучиться с пулеметами, винтовками повышенной баллистики и (главное!) тактикой боя без бронетехники? А бой без бронетехники – основное содержание наших войн последних 20 лет.
3. Об организации механизированной пехоты
Если состав десанта БМП ограничить 6–7 чел., то за вычетом командира, пулеметчика, расчета РПГ и (желательно) снайпера останется только 1–2 чел.
Это ключевой вопрос. Для ответа на него сначала немного позанудствуем.
Стрелково-гранатометное вооружение делится на индивидуальное и групповое (требующее расчета) и оптимизировано для определенных режимов и дистанций использования.
Со Второй Мировой фактически не изменилась дистанция вступления в бой пехоты. Атака пехотных подразделений начинается примерно со 100 м, а до этого рубежа она добирается или под прикрытием брони, или под прикрытием складок местности.
На дистанции 100 м пехота может вести из своего оружия только автоматический огонь. То есть одиночный огонь более точен и эффективен, но натренировать солдата-пехотинца до уровня боевика полицейского спецназа невозможно. Это было известно еще в 1917 г., когда началась разработка пистолетов-пулеметов. Солдату психологически проще перечеркнуть силуэт появившейся цели автоматной очередью, чем полностью проводить весь цикл выцеливания противника. И не надо давить ему на нервы.
Гранатомет
Вопрос: нужен ли в мотострелковом отделении многоразовый РПГ?
РПГ-7В имеет прицельную дальность до 400 м, но требует 2 чел. расчета, причем во время атаки гранатометчик неспособен вести стрелковый бой, а помощник должен его охранять.
Далее. Гранаты ПГ-7В, ПГ-7ВЛ и ПГ-7ВР неспособны поражать танки 3-го поколения в переднюю проекцию. Гранаты ПГ-7ВР поражают танки 3-го поколения в борт, но 105-мм БЧ явно перетяжелены, и 40-мм двигатель обеспечивает прицельную стрельбу по движущимся целям на дистанции 150–200 м. При этом длина и масса гранаты сравнялись с длиной и массой РПГ.
Для самообороны от танков более целесообразно выдавать в отделение нештатные одноразовые РПГ-26/-27, кучность которых на этих дистанциях не уступает РПГ-7, а возможность залповой стрельбы повышает вероятность поражения цели.
Кстати, встает вопрос о необходимости существования специального огнеметного взвода, вооруженного не струйными огнеметами, а реактивными гранатометами РПО-А с термобарической БЧ. Если можно выдавать в отделения РПГ-22/-26/-27 и РШГ-1/-2, то почему нужно иметь особый взвод РПО-А?
Что касается многоразовых РПГ, то (если не говорить о новых РПГ с повышенной прицельной дальностью для применения в горных условиях) их будущее – создание модульных систем с установленным на ложе прицельным комплексом и ТПК реактивных гранат. Например «Панцерфауст-3» сделан именно так.
Многоцелевое применение превращает многоразовый РПГ в легкую переносную артсистему, а современный прицел требует специальной подготовки наводчика. Поэтому расчеты РПГ-7 целесообразно изъять из отделений и сосредоточить в гранатометном взводе роты.
Винтовка и пулемет
Для оружия под патрон 7,62х54 оптимальны дистанции 200–400 м, но прицельный огонь возможен до дистанции 800 м. На дистанции менее 200 м начинает сказываться избыточная мощность патрона и недостаточная маневренность оружия.
Это подразумевает исключение из состава мотострелкового отделения и взвода снайпера с винтовкой повышенной баллистики СВД. Во-первых, СВД не имеет режима автоматического огня. На малых дистанциях это означает беззащитность стрелка перед внезапно появляющимися целями. Во-вторых, у СВД очень характерный силуэт – это делает стрелка-снайпера первоочередной мишенью. В-третьих, на малых дистанциях у СВД нет целей, а при отводе на 100 м назад стрелок-снайпер оказывается вне взвода. И как им управлять? Наконец, снайперов полезно использовать парами и массировать, а больше 1–3 снайперов во взвод не впихнуть. Отсюда вывод: снайперов нужно исключить из состава взвода и свести в снайперский взвод (12–18 чел.) в составе роты.
Сходная ситуация с пулеметом. ПКМ при всем к нему уважении даже с короткой лентой на 100 патронов представляет собой 11-килограммовую дуру. С лентой на 200 патронов он тянет уже за 15 кг, с лентой на 500 патронов – около 20 кг. Неслучайно при реорганизации армии после Великой Отечественной войны пулемет ДПМ был изъят из войск, и на вооружение отделения поступил РПД-44 под патрон 7,62х39: на дистанции боя (мото)стрелкового отделения он более удобен и эффективен.
Пулемет с ленточным питанием под патрон 7,62х54 РП-46 (а ПКМ был его прямой заменой) был включен в пулеметный взвод роты, и типовое использование мотострелкового взвода предполагало усиление его двумя РП-46. Кстати, «битый фашист» Миддельдорф пришел к той же пропорции: 2 пулемета включить в управление взвода, а отделения облегчить. И это писал офицер армии, которая имела MG.42 в каждом отделении.
Теперь об РПК-74. Это действительно не пулемет. Все пулеметы, вне зависимости от способа питания, объединяет конструктивная особенность – стрельба с открытого затвора (т.н. «заднее шептало»). Это исключает самопроизвольную стрельбу при перегреве патронника. По комплексу конструктивных особенностей (удлиненный легкий ствол, стрельба с переднего шептала, наличие сошек, прицел с возможностью боковых поправок) РПК – автомат повышенной баллистики. По западной классификации он относится к Light Support Weapon – «легкому оружию поддержки», предназначенному для уничтожения целей одиночными выстрелами и короткими очередями. там его включают в состав отделения. Там, где LSW отсутствует, в отделению включают пулеметы под винтовочный патрон или легкие пулеметы.
Понятие Lightweight Mashin Gun появилось в США после Вьетнамской войны. Американцы сочли, что очень полезно иметь в отделении относительно легкий пулемет под патрон 5,56х45 с питанием из ленты на 200 патронов, из которого можно вести полуприцельный огонь. И абсолютно были правы.
Другое дело, что лучшим был все же не «Миними», а опоздавший к конкурсу «Ультимакс 100». Этот пулемет является не групповым, а индивидуальным оружием, из него можно вести огонь с рук. Питание из магазина на 100 патронов исключает задержки из-за загрязнения лентоприемника или перекоса ленты. Темп стрельбы – 900 выстр./мин.
В нашей армии штурмового пулемета нет, хотя потребность в возможности дать с рук длинную очередь по внезапно появившейся на малой дистанции групповой цели существует.
Ну и, наконец, автомат. При всем уважении к АК-74 более симпатичными выглядят А-91М с компоновкой «буллпап», несвязанной с затвором рукояткой взведения и с экстракцией гильз вперед, а также АЕК-971 со сбалансированной автоматикой.
Американцы в программе Land Warrior предусматривают объединение 20-мм полуавтоматического гранатомета (фактически артсистема) с немецкой автоматической винтовкой G.36 (G – это «гевер», а не «джей»). Мне кажется, они перемудрили: фугасное действие у 20-мм гранаты минимальное, конструкция переусложнена, и сама система тяжелая. Главное же, непонятно, зачем подствольнику (или надствольнику?) такая скорострельность. В 1950-х американцы сделали безоткатку с ядерным снарядом, а теперь норовят создать высокоточную управляемую пулю. ГП-30 концептуально более правилен.
4. О структуре роты
Исходя из сказанного.
Мотострелковое отделение – 6 чел.: 2 тройки, в каждой 1 штурмовой пулемет и 2 штурмовых автомата.
Пулеметное отделение – 6 чел.: 2 расчета ПКМ, 2 стрелка-снайпера с РПК.
Во взводе 2 мотострелковых и 1 пулеметное отделения. В управлении – командир, зам. командира, санинструктор. Всего – 21 чел., 2 ПКМ, 4 штурмовых пулемета, 2 РПК, 8 штурмовых автоматов, 5 автоматов.
В роте 3 мотострелковых взвода, взвод снайперов (12–18 чел.), взвод РПГ (18–20 чел.), управление; всего свыше 100 чел. Для ее перевозки потребуется 17–18 БМП (54 чел. экипажа).
5. Об артиллерии
Предусмотрены САУ НПП с 1–2 82-мм автоматическими минометами, автоматической пушкой и ПТРК; САУ батальонного/полкового уровня с 152-мм орудием класса 2С3, способным стрелять снарядами и 152-мм минами. Не лучше ли БМП вооружить чем-нибудь помощнее? И зачем САУ-152, если есть «Нона»?
Первое.
Если БМП вооружать чем помощнее, она или потянет тонн эдак на 70, или для десанта не останется места. Выберем второй вариант? Тогда это искомые САУ.
Второе. Я опять помяну господина Миддельдорфа. Он рекомендовал усиливать пехотный (т.е. без БТР) батальон в наступлении батальоном штурмовых орудий. В роте – 2 взвода по 4 StG с 90-мм пушкой в корпусе и 20-мм пушкой на турели, 4 StG со счетверенными 20-мм пушками и 4 самоходных шаубицы, а лучше – 4 РСЗО прямой наводки. Правда, знакомо?
Выбор калибра 90 мм объяснялся его достаточностью для борьбы с танками и поражения пехотных целей. Танки сейчас уничтожаются иными средствами, а пехотные цели на поле боя не изменились.
Вполне приличную артсистему сходного калибра (82 мм) мы имеем – «Василек». Он имеет преимущество перед «Ноной», поскольку:
а) мина втрое легче, следственно и БК больше;
б) может накрывать внезапно появляющиеся/обнаруживаемые цели (скажем, группу пехоты, колонну техники, замаскированный опорный пункт) высокотемпной очередью 82-мм мин, что сравнимо с залпом легкой РСЗО.
Преимущество «Ноны» в дальнобойности и массе мины при использовании САУ для НПП несущественно.
Второе.
При использовании 82-мм САУ НПП сокращается номенклатура боеприпасов в батальонном звене и достигается их унификация с переносным 82-мм минометом.
Третье.
«Нона» не является чем-то уникальным и решающим все задачи.
Очень симпатичный 120-мм нарезной миномет есть во Франции. Он имеет лучшие характеристики маневренности (ходовая часть лучше) и вполне сравнимую гаубично-минометную баллистику. Настильную стрельбу, правда вести не может.
«Ноны» мыслились как аэромобильные артсистемы. Однако аэромобильные десанты силами менее батальона не предполагают использования буксируемой артиллерии, а высадка батальона и более допускает применение более могущественной Д-30.
Кроме того, у нас вертолетные десанты бывают в основном в горах, где собственно и возможно использование батареи гаубиц для поддержки хоть роты, хоть бригады. А вот как раз здесь важна мощь боеприпаса – и у 122-мм снаряда она выше, чем у 120-мм мины. Не говоря уже о том, что Д-30 и бьет дальше.
«Ноны» мыслились еще как батальонные самоходки. Наконец-то армия получила бы самоходный миномет, которым обзавелись все (болгары, румыны, даже Саддам), кроме СССР. Но перевооружение мотострелковых батальонов с возимых 120-мм минометов 2С11 на 120-мм самоходные орудия-минометы 2С23 не состоялось. Нет их, и снарядов для них нет. Зато в США идет перевооружение на аналогичные «Нонам» казнозарядные самоходные 120-мм минометы. Так что и здесь преимущества не будет.
Единственная область, где «Ноны» (или «Вены») действительно имеют преимущество перед классической артиллерией и минометами – это действия воздушных и водных десантов, которые не имеют особого выбора: или 120-мм плавающая самоходка, или 122-/152-мм буксируемая гаубица, или вообще ничего.
А вот парк 122-мм и 152-мм самоходок у нас есть, и снарядов к ним вполне себе хватает. Конечно, в качестве артиллерии бригадного уровня 2С1 и2С3 заметно уступают современным 155-мм гаубицам-пушкам, но любые батальонные средства стран НАТО они превосходят по всем показателям. А это означает огневое превосходство на поле боя.
6. О переносном тяжелом пехотном оружии
Строго говоря, переносное тяжелое пехотное оружие при действиях в механизированных порядках избыточно. Смысл в нем появляется только при спешивании пехоты, в частности на пересеченной местности.
По функциям они друг друга взаимно перекрывают, но частично, и более современные не могут полностью заменить более ранние.
Можно отметить только, что СПГ имеет более широкое применение, чем переносной ПТРК, хотя последний более эффективен по бронетехнике.
Аналогично 12,7-мм пулемет, способный поражать удаленные цели, бронетехнику и воздушные цели, имеет более широкое применение, чем более эффективный по живой силе и целям в складках местности АГС. В то же время ПЗРК более эффективен по воздушным целям, а 12,7-мм винтовка – по удаленным наземным.
Если все эти средства (а еще 82-мм минометы) иметь в батальоне, включать в него САУ НПП, самоходные ПТРК, средства ПВО и подразделения и средства разведки и целеуказания, то численность батальона подскочит под 1000 чел. Соответственно для сохранения нормы артиллерийской поддержки потребуется увеличение количества огневых средств полка и увеличение его тылов. Где-то на 5000 удастся остановиться.
7. О батальоне и полке
Рассуждая трезво, необходимо приходишь к выводу об исчерпанности отечественной структуры мотострелковых войск. Еще в начале 1970-х гг. наш мотострелковый полк был примерно равен механизированной бригаде армии США: те же средства, у нас лучше артиллерия и ПВО, у них больше танков, примерно поровну противотанковых средств.
Однако после ряда последовательных реорганизаций американцы поимели заметно лучшую артиллерию (24 М109G против 18 2С1), самоходные минометы, подавляющее превосходство по ПТРК, 12,7-мм винтовки. Это не говоря об уровне связности и организованности.
Рациональной представляется следующая схема.
В мотострелковом полку (помимо управления и полковых подразделений) иметь 3 мотострелковые роты. БМП десанта свести в механизированный батальон и на постоянной основе придавать мотострелкам.
Тяжелые переносные средства пехоты (кроме ПЗРК) свести в роту огневой поддержки.
Танковый батальон сократить до 22 машин (по 2 танка по взводе).
В самоходно-артиллерийский дивизион (12 2С1 или 2С3) включить батарею 82-мм САУ НПП и батарею 82-мм переносных минометов.
Таким образом мотострелковый полк впишется в 1400–1600 чел. Он, конечно, меньше и слабее формально существующего на сегодняшний день МСП, но все же сильнее теоретически сочинимого батальона и не требует в момент формирования создания новых подразделений управления и разведки.
Если полки сводить в бригады, то можно получить достаточно мощное формирование: с зенитно-ракетным полком, самоходно-артиллерийским полком 2С19, реактивно-артиллерийским полком.

Тут есть еще о чем порассуждать, да надо меру знать.
С шовинистическим приветом.
Игорь Ярославцев
----------------------------------------

Вот такие пироги. Табуретки принимаются в любом количестве.

С уважением, А.Сергеев