От Д.И.У. Ответить на сообщение
К pamir70
Дата 18.06.2019 11:46:36 Найти в дереве
Рубрики Прочее; 11-19 век; Флот; Версия для печати

Re: О плаваниях...

>>Историки европейского морского дела 15 века (и ранее) утверждают, что сколько-то мореходные корабли того времени не могли иметь длину более 35-40 м.
>Тут акцент на "сколько-то мореходные" )))Ибо этот аргумент настолько конкретен что неопровержим.
>Типа тессераконтера если и действительно была длиннее ста метров - то точно "не столь мореходна" как нужно. Ну или 70ми метровые римские..(которые сгорели во Вторую мировую)

Если внимательнее посмотреть на скороспелый римский опыт 1-й Пунической войны, станет понятно, что мореходность немаловажна даже на Средиземном море. В последующем римляне наступали на те же грабли всё реже - стандартным "линейным кораблем" всю античность оставалась трирема, крейсеро-фрегатом" - бирема, а эксперименты с более крупными гребными судами неизменно заканчивались единичными парадными образцами для "демонстрации имперского величия".

На научном уровне этот тренд был подтвержден французскими и итальянскими теоретиками и практиками 16-17 веков, равно как современными исследователями. Выяснилось, что уже 4 и 5 гребцы на той же банке (те, что ближе к борту) почти бесполезны эргономически, потому туда сажали в основном сменщиков и солдат, тогда как надсаживание их вверху лесенкой "по-афински" ведет к катастрофическому падению и без того слабой боковой устойчивости. И влияющие на живучесть в шторм ограничения по длине тоже из предположений превратились в установленный факт.

Поверьте, и у французского короля, и у габсбургского императора, и у турецкого султана 16-17 вв. хватало средств на любые военные излишества, их сверхкрупные флагманы оставались единичными парадными судами по объективным причинам.

Это при том, что в эпоху абордажа размеры корабля (т.е. концентрация бойцов в одном месте и высота бортов) давали неоспоримое и хорошо осознаваемое преимущество. Но всё равно приходилось останавливаться на 35-40 м уровне.