От realswat Ответить на сообщение
К All
Дата 08.02.2017 12:17:53 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; ВВС; Версия для печати

Превосходящие силы: японцы против соединения Z

Давно хотел обсудить это событие, особенно когда случайно фраппировал некоторых участников провокационными заявлениями

https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/2766/2766759.htm

Соответственно, обсуждаю:

1. Японский флот в Малайской десантной операции

Главные силы вице-адмирала Кондо – 2 линкора («Конго», «Харуна»), 2 тяжёлых крейсера («Атаго», «Такао»), 10 эсминцев

Силы прикрытия конвоя вице-адмирала Одзава – 5 тяжёлых крейсеров («Тёкай», «Судзуя», «Могами», «Микума», «Кумано»), 4 эсминца

Первый эскортный отряд контр-адмирала Хасимото – 1 лёгкий крейсер («Сёндай»), 10 эсминцев, 6 тральщиков, 3 охотника за подводными лодками

Второй эскортный отряд – 1 учебный лёгкий крейсер («Касии»), 1 фрегат

4-я и 5-я флотилии подводных лодок – 2 лёгких крейсера в качестве флагманских кораблей («Кину», «Юра»), 12 подводных лодок, 2 плавбазы.

«Полудивизион» 17-й дивизиона минных заградителей – 2 минных заградителя («Тацумия-Мару»; «Тоса-Мару»).

22-я воздушная флотилия: 72 бомбардировщика и торпедоносцев (72 G3M), 37 истребителей (25 A6M; 12A5M); 6 разведчиков (6 C5M), часть 21-й флотилии – 27 бомбардировщиков и торпедоносцев (27 G4M).

Не все эти силы были выделены в связи с отправкой на Дальний Восток «Принс оф Уэллс» и «Рипалс», однако наличие у японцев возможности организовать такую операцию и сделало необходимой посылку британских линкоров в Сингапур, и собственно создало «оперативный фон» для последнего похода соединения Z.

Силы, выделение которых было связано с прибытием линкоров в Сингапур, в первую очередь или исключительно:
– главные силы Кондо, как минимум, линкоры «Конго» и «Харуна»;
– часть 21-й воздушной флотилии, 27 G4M. Приказ на их переброску с Формозы в Индокитай был отдан 2 декабря, в день прибытия британских линкоров в Сингапур, из-за проблем с погодой переброска завершена 5 декабря.

Непосредственное участие в действиях против соединения Z приняли силы Одзавы, 4-я и 5-я флотилии подводных лодок, 17-й дивизион минных заградителей. (всего – 5 тяжёлых крейсеров, 2 лёгких крейсера, 4 эсминца, 2 минных заградителя, 12 подводных лодок), 22-я и часть 21-й воздушной флотилий.


2. Предварительные операции

Мероприятия, связанные с возможным выходом британских кораблей. включали в себя:
– постановку в ночь с 6 на 7 декабря крупного минного заграждения между о-вами Тиоман (Pulau Tioman) и Джемайя (Jemaja). В Japanese Monograph 107 сказано, что «Тацумия-Мару» поставил 456 мин, «Тоса-Мару» отказался от постановки, поскольку был замечен британскими самолётами и подводными лодками. Махони (“Sinking of Prinсe of Wales and Repulse...”) пишет о 1 000 мин, но не даёт ссылки на источник.
– развёртывание 12 подводных лодок 4-й и 9-й флотилий с приданными им кораблями управления, лёгкими крейсерами «Кину» и «Юра»: 2 подводные лодки были расположены у восточного выхода из Сингапурского пролива (они же должны были там поставить мины, но это не удалось); 10 подводных лодок образовали три линии (3-6-1) к северу от минного заграждения;
– воздушную разведку Сингапура силами 21-й воздушной флотилии.

3. Реализация японцами «kill chain»:

Соединение Z вышло в море в 17.45 8 декабря.
3.1 Первыми обнаружить/атаковать британские корабли могли две подводные лодки у выхода из Сингапурского пролива – но ни атаковать, ни даже обнаружить противника они не смогли.
3.2 Воздушная разведка Сингапура утром 9 декабря принесла японцам ложные результаты – экипаж принял два танкера за линкоры, и японцы стали готовиться к ночной атаке британских линкоров в базе.
3.3 О постановке минного заграждения британцы знали (непонятно точно, откуда). Соответственно, на мины Филлипс не попал – но вынужден был обойти о-ва Анамба с востока, что существенно удлинило маршрут и время нахождения в зоне действия японской авиации.
3.4 Филлипс так же обошёл вторую линию японских ПЛ с востока, но в 13.45 (сингапурское время) «задел» восточный край второй линии – I-65 обнаружила противника. В атаку выйти не смогла, но всплыла и попыталась поддерживать контакт (британцы держали 18 узлов). Спустя полчаса налетевший шквал привёл к потере контакта. Восстановить его удалось через час, но замеченный самолёт – гидроплан с крейсера «Кину» – напугал I-65, лодка экстренно погрузилась и окончательно потеряла британцев.
3.5 Сообщение I-65 попало к Одзаве и командованию 22-й флотилии с задержкой около двух часов (15.40 сингапурское время), транзитом через «Кину» – изначально это сообщение приняли только настроенные на частоты подводных лодок «Кину» и «Юра», а так же некий 81st Communications Unit (так у Махони).
3.6 Одзава приказал поднять в воздух самолёты-разведчики с пяти своих тяжёлых крейсеров, то же самое сделали «Кину» и «Юра». В 17.45 первый контакт с британцами установил разведчик «Кину», чуть позже противника заметили самолёты «Судзуя» и «Кумано» (оба этих самолёта совершили посадку на воду из-за израсходования топлива, причём один пропал вместе с экипажем; самолёт «Юра» так же разбился ночью). Британцы заметили японские самолёты, после чего Филлипс, из-за потери внезапности, решил отказаться от продолжения движения к Синора – пункту, где он собирался атаковать японский десант.
3.7 Командование 22-й флотилии решило организовать ночную атаку силами 54 торпедоносцев. Так же были высланы 4 разведчика. Силы Филлипса они найти не смогли, зато чуть было не атаковали корабли Одзавы – успели уже «подсветить» «Тёкай», но Одзава своевременно предупредил 22-ю флотилию об ошибке. Самолёты были отозваны. Поскольку в распоряжении имелось только 60 авиаторпед, пришлось пойти на риск посадки с подвешенными торпедами. Обошлось без потерь. Осветительные бомбы были замечены на кораблях соединения Z, которое находилось всего в нескольких милях от Одзавы и двигалось навстречу ему западным курсом. Филлипс повернул к югу, и ночной бой не состоялся.
3.8. В 23.52 (сингапурского времени) корабли соединения Z были обнаружены подводной лодкой I-58. Подводная лодка выпустила пять торпед по «Рипалсу», промахнулась. После атаки I-58 всплыла и поддерживала контакт на протяжении 4,5 часов. Лодка отправила три сообщения – 02.11 о том, что противник движется курсом 180 градусов, в 02.55 – о том, что британцы легли на курс 240 градусов, и в 04.45 – о том, что контакт потерян. Из этих сообщений первое и третье были получены в штабах, второе же «потерялось». В итоге тот факт, что ночью Филлипс повернул к Куантану, где, как ему сообщила разведка, японцы высадили новый десант, остался японцами незамеченным.
3.9 Утром 10 декабря в дело вступила 22-я флотилия. В 05.00 вылетели 11 разведчиков – 9 G3M и 2 C5M. Поскольку японцы были уверены в том, что противник в море, и, в то же время, он уже должен был быть сравнительно далеко, то ударные силы были высланы до получения новых сведений – между 06.25 и 08.00 взлетели 34 G3M с бомбами, 25 G3M и 26 G4M с торпедами.
3.10 «Остальное известно». Японцы считали, что противник идёт в Сингапур. В 08.30 C5M обнаружил эсминец «Тенедос» – который ночью отделился от главных сил из-за неисправности и шёл в базу. Его атаковали 9 G3M, безрезультатно сбросившие 9 500-кг бомб. В 10.15 «разведчик №3» наконец-то нашёл главные силы Филлипса. Передача соответствующей информации ударным силам прошла не без задержек, но в итоге все они сумели выйти на цель. «Принс оф Уэлс» и «Рипалс» наконец-то были атакованы и потоплены.

4. Наброс
4. Заключение

4.1 Уничтожение «Принс оф Уэлс» и «Рипалс» стало большим успехом японского флота вообще, и японской морской авиации – в особенности.

4.2 Операция показал высокую степень «гадательности» в применении асимметричных средств борьбы с чужим флотом – соединение Z японцы поймали, если можно так выразиться, с шестой попытки. До этого трижды могли – но не смогли – подводные лодки (на выходе из Сингапурского пролива британцы не были ни обнаружены, ни атакованы:I-65 противника нашла, но не смогла атаковать; I-58 противника атаковала – но не попала). Не сработало минное заграждение. Наконец, ночная атака авиации чуть было не закончилась «дружественным огнём» по силам Одзавы.

4.3 Соединение Z было атаковано примерно через 40 часов после выхода в море – и всё это время она провела в зоне действия чужой авиации. Филлипс мог – при желании – достичь объекта предполагаемой атаки, у Синора. Помешать ему в этом мог только Одзава – надводные корабли доказали, что являются самым надёжным средством прикрытия.

4.4 Для уничтожения линкоров требовалось специальное оружие, в данном случае им стали японские авиаторпеды, которые удавалось сбрасывать за пределами эффективной дальности стрельбы «пом-помов», чем, помимо прочего, объясняются низкие потери торпедоносцев. Вот из Махони:

It was an important principle of anti-aircraft gunnery that as soon as a torpedo bomber had released its torpedo and ceased to be a danger, fire should be switched from that target to other aircraft that had yet to release their torpedoes. Lieutenant Pool was fire distribution officer at one of Repulse’s pom-poms, a lethal weapon at short range:
“It became obvious that the Japanese aircraft were firing their torpedoes out of our effective pom-pom range. Almost immediately, another attack developed … As the ship’s position appeared hopeless, I did not shift target after these aircraft had dropped their torpedoes. As the two aircraft passed by the ship we hit and set on fire both of them and they crashed”


4.5 Соответствующие комментарии могли бы показаться неуместными, но результаты дальнейшего применения G3M и G4M указывают на то, что исход боя у Куантана едва ли был единственно возможным. По-видимому, дефицит торпед (а специальное оружие дорого) привёл к тому, что в действиях против кораблей ABDA те же самые G3M и G4M добились куда как меньшего, и во всех случаях для атаки кораблей использовались бомбы.
4 февраля 1942 г. 60 самолётов (36 G3M; 24 G4M) атаковали соединение ABDA, в результате был выведен из строя легкий крейсер «Марблхед» (два попадания 250 кг бомбами) и на тяжёлом крейсере «Хьюстон» разибта башня ГК.
15 февраля 1942 г. то же соединение атаковали 50 G3M, 17 G4M, и так же было 17 атак (4+7+6) B5N с «Рюдзё» – только лёгкие повреждения от близких разрывов.
16 февраля 1942 г. – атака против «Хьюстона», 35 G3M, без попаданий.
Итог, в общем, известен – соединение ABDA так и не было уничтожено авиацией, хотя и действовало без прикрытия в зоне господства чужой авиации. Его уничтожили японские надводные корабли.
Впрочем, и при наличии торпед было не всегда хорошо. 7 мая 1942 г. 12 G4M с торпедами и 19 G3M с 2 250 кг бомбами атаковали крейсерский отряд сил Флетчера в ходе боя в Кораловом море, TF-44 (3 крейсера, 2 эсминца). Союзники не пострадали, у японцев же 6 торпедоносцев были сбиты, а ещё 5 – повреждены.
И ещё один эпизод вспоминали уже тут:

https://www.vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/2534/2534702.htm

Японский "страйк", включавший 23 Betty (вылетели 26, но 3 отвалились по дороге) под прикрытием 15 Zero вышел на цель со стороны о. Флорида, чем обманул американские РЛС (прям Фолкленды-82). "Истребители трёх авианосцев", реально принявшие участие в отражении атаки - это три F4F (у Ландстрома подробно объясняется, как так вышло). На их долю пришлось 3 или 4 сбитых Betty. А ещё 13 или 14 были сбиты зенитным огнём кораблей союзников, разбитых на две группы. Та, на которую японцы покусились сначала, включала 3 тяжёлых крейсера, 1 крейсер ПВО, 11 эсминцев. Другая, на которую они пытались переключиться после того, как напоролись на сильный огонь ЗА, состояла из 3 тяжёлых крейсеров, 1 лёгкого крейсера и 9 эсминцев.

4.6 Словом, в действительности всё было не так, как на самом деле. Комментарии к бою у Кунатана как "показал необходимость истребительного прикрытия" меня удивляют. Желательность прикрытия была вполне ясна и до, необходимостью прикрытие не стало и после - когда припекало, ходили в зону действия чужой авиации и "голыми". Далеко не всегда - с катастрофическими последствиями.