От Bokarev Alexandr Ответить на сообщение
К ttt2
Дата 03.02.2017 18:11:02 Найти в дереве
Рубрики WWI; Версия для печати

дык вроде и нет преувеличений

>>Пропаганда на селе в Российской империи начала ХХ века могла идти через два соприкасающихся источника - церковь и школу. И церковная, и школьная сеть более-менее всё русскоговорящее православное население охватывали (с нац.меньшинствами было сложнее). В среднем на каждую пару тысяч крестьян в стране приходились как минимум три-четыре гарантированно грамотных, обученных в городе человека - священник, псаломщик и один-два школьных учителя/учительницы. В некоторых местностях ситуация была, конечно, заметно лучше.
>Детей никто воевать не заставлял, а взрослых то что происходило в школах мало волновало. Тем более учились пока не большинство и дай бог 3 года. Всеобщее начальное только при СССР достигнуто.
>Церковь серьезнее, но тоже особо преувеличивать не стоит. Религиозность все таки уже не та была как в 17 веке.
>На взрослых скорее красочными лубочными картинами воздействовали.

Для того, чтобы как-то осведомить население глубинки о происходящем и "правильно ориентировать" других каналов связи у государства не было. Директивно довести - что и в каком ключе сообщать крестьянам - можно было или до сельского священника (благодаря жесткой иерархии всей системы), или до сельского учителя (сложнее). Всё остальное - без гарантии, уже до центра волости многие деревенские могли за год ни разу не добраться.
Желающий понять, что происходит, мужик в границах своего прихода пойти пообщаться на эту тему либо с попом, либо с учителем/учительницей, как человеком образованным и газеты выписывающим. А мог не пойти, или пойти, но не к ним, а к куму-мельнику, или к троюродному брату, который без ступни с японской вернулся. Возможностей заставить мужика именно у священника/учителя интересоваться, как ему, мужику, следует думать, не было. Зависело это от степени доверия мужика к конкретному попу, которое, увы, часто оказывалось невысоким.
Впрочем, и имевшимися каналами связи государство пользовалось не очень успешно, не предугадывая распространение "нежелательной информации" и "неправильных интерпретаций", а реагируя на уже возникшие проблемы.
Что касается лубка, то это был коммерческий продукт - что популярно и будет раскупаться, то и печатали. Осознанной политики по формированию лубочными картинками "правильного мировоззрения" через госзаказ и распределение не было.