От Николай Поникаров Ответить на сообщение
К Паршев Ответить по почте
Дата 12.11.2015 09:59:55 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Типичный приказ Рожественского

День добрый.

>"Приказ №194.
>Бухта Камранг, от 7 апреля 1905 года.
>Упорный восьмимесячный труд по водворению на эскадре безпроволочного телеграфирования увенчался следующими результатами:

Да-да, а черных шаров-извещателей не видно из-за сохнущих штанов. Типичный разгромный приказ Рожественского.

За восемь месяцев флагман издал около 30 приказов и циркуляров по организации радиосвязи. Все они сводились к следующему: приказы передает флагман, остальные только принимают. Радиограмма дублируется флажным семафором или прожектором. Адресат квитирует радиограмму сигнальным флагом/огнем. Много технических аспектов: как телеграфировать при помехах, как убавлять мощность на малых расстояниях и т.д.

Как и с артиллерией, как и с маневрированием, Рожественский не пытался выяснять причины "беспорядка". Почему станция "Олега" не принимала вызовы, хотя в Либаве она работала прекрасно, обеспечивая устойчивую связь с "Доном" на 120 миль? Потому что телеграфисты и минный офицер не умели настраивать аппаратъ. На "Жемчуге" подводила техника, а вот на "Авроре" и техника была в порядке, и телеграфисты хороши.

За восемь месяцев можно было и опытом обменяться, и специалистов с корабля на корабль перевести и подтянуть. Но, увы, стиль работы Рожественского - разгромные приказы без плана работ и отчетов о выполнении. "Гг Флагмана и Командиры. Пора принять самые энергичные меры к водворению порядка" - и все.

>Интересно, что осталось от антенного хозяйства и радиосвязи через час боя.

На "Суворове" сигнальные фалы вышли из строя в первые минуты боя (если считать с 13:49, то есть открытия огня по "Микасе", а не с первого выстрела). Радиосеть, наверное, была еще жива. "Через час боя" - это около 15:00, когда "Суворов" уже потерял от попадания в рубку все командование, вышел из строя, горел, потерял все мачты... Какие уж там антенны.

Состояние радиорубки на "Николае" не знаю. На большинстве уцелевших в дневном бою кораблей радио было исправно.

Повторю, что активное использование радиосвязи в эскадренном бою не предполагалось. Рожественский приказывал держать вахту на прием ("лучших телеграфистов у аппаратов") и категорически запрещал выходить в эфир.

С уважением, Николай.