От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.01.2015 11:21:14 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Клуб Дюма, послесловие

Приветствую!

Решил написать о реформах Максимилиана де Бетюна, де Рони, герцога Сюлли, благо - на русском это почти не освещенная тема. И она, на мой взгляд, очень сильно перекликается с темой про Петра, ибо очень интересно сравнить.

Итак, после восшествия на престол Генриха IV а также заключения мира с Испанией (2 мая 1598 года) Беарнец наконец-то мог начать полноценно царствовать. Но под его властью находилась полностью разоренная 50 годами религиозных войн и вторжений страна, экономика которой по версии агентства "Moody's" должна была оцениваться в районе Са или Саа. И вот на должность министра финансов (по настоящему расстрельную, а не то, что про себя верещит один известный премьер в одной неупоминаемой стране) становится герцог Сюлли, забияка, дуэлянт, признанный переговорщик, водивший дружбу с известными французскими экономистами Вилльруа и Лаффемом.
Чтобы понять, что собой представляла Франция, просто сообщим,что за время войн были полностью разрушены 6 000 замков, 125 000 домов сожжено, и госдолг Франции приблизился к 296 миллионам ливров, это при номинальном доходе в 10 миллионов.
Что же сделал Сюлли?
Прежде всего он начал организовывать государственные предприятия (прежде всего строительные королевские корпорации) чтобы у кучи людей, оставшихся без земли и без бизнеса появилась работа.Если в 1596 году в них работало всего 4000 человек, то через год - уже 25000, через три - более 300 тысяч. Что они строили - чуть позже.
По госдолгу - Сюлли удалось его сократить за 10 лет на 50 процентов (до 143 миллионов ливров). Сделано это было следующим образом:
1) Настоящая кондовая борьба с коррупцией. Да-да, именно теми же методами действовал Петр позже. Он организовывает Совет Юстиции при управлении финансами (аналог петровской обер-прокуратуры), которая после проверки счетов заявляет (1604 год) "что собрано налогов в 30 миллионов ливров, тогда как выбито из народа и уворовано 150 миллионов ливров"; (то есть в пять раз больше). Эта бумага попадает к королю и немного офигевший Генрих росчерком пера создает аудиторскую службу для проверки счетов, а так же аннулирует все назначения фискалов, выданные за 20 лет (с 1588 года). Теперь господа обер-фискалы проходят проверку, и либо на нары, либо на Канары обратно на работу.
Далее Сюлли вообще решил разобраться, а собственно какие долги должна платить Франция? Вот скажем долги усопшего де Гиза - это долги Франции или долги Лотарингского дома? То, что герцог де Меркур назанимал у Филиппа III - это долги герцога Бретонского или долги государства Франция? Ну и так далее.
Сюлли добился снижения ставок - по краткосрочным займам с 8.3% до 6.25%, а по долгосрочным - с 5.55% до 4%. Что касается тех долгов, которые Франция посчитала незаконными - естественно Сюлли отказался их платить, и для тех субъектов, которые брали эти долги, была запущена процедура банкротства. Эта мера ужасно ударила по ростовщикам, особенно по ломбардцам, жившим в Париже.
Кроме того, часть долгов была переведена на бартерную схему - принц Ангальт, которому была должна Франция, получил на откуп налог на продажу соли, знаменитый "габель". Герцог Тосканский списанием части долгов как бы заплатил приданое для невесты Генриха IV Марии Медичи.
Так же кредиторам, которые в этот момент сами были на грани банкротства, предлагался такой вариант - авансовый неполный платеж сейчас с полным списание долга, или вся сумма - но в соответствии с графиком выплат. Говорят, и эта схема работала.
Естественно была проведена и денежная реформа, хотя ее до конца не довели из-за противодействия парижского парламента.
Верный своей практике Сюлли снизил подоходный налог для крестьян с 18 до 12 процентов, и списал невыплаченные предыдущему королю долги за 30 лет. Недобор бюджета был предотвращен сбором косвенных налогов, того же самого "габеля".
Примечательно, что цены на продукты питания с 1596 по 1610 снизились на 20% - самый зримый результат правления!
Было начато масштабное строительство дорог, местные дорожные сборы были отменены на государственном уровне, сами дороги расширены, построены мосты, переправы, вдоль дорог были посажены деревья (чаще всего - вязы, которые рачительный Сюлли предполагал использовать в будущем для постройки кораблей).
В основных портах началось масштабное строительство маяков, что сделало французские порты на порядок безопаснее, и туда валом повалили торговые корабли других стран.
Но дороги дорогами,а самый дешевый путь - это речной. Поэтому была начата амбициозная программа строительства каналов. Занимался ими английский инженер Хэмфри Брэдли. Итак, начал строиться Канал Бриар (54 мили), который позже соединил между собой Сену и Луару (после убийства Генриха IV строительство было остановлено, и канал достроили в 1642 году). Центральный канал - планировали соединить Луару и Рону (такая же история что и с Бриаром - строительство остановили после смерти короля,был достроен только при Кольбере). Так же были начаты подготовительные работы (осушение болот) для строительства канала Жиронда-Средиземное море.
При этом осушались множество болот, что давало новые плодородные земли, которые раздавали потерявшим землю во время религиозных войн крестьянам.
Вырубка лесов была упорядочена, были созданы искусственные пруды, куда была запущена рыба. Понятно - для рыболовства в будущем.
Чтобы избавиться от безработных, была затеяна гигантская программа градостроительства. Новый Мост, Королевская Площадь, Шарите, Арсенал - это все постройки времен Сюлли. Тулон стал каменным,там была укреплена гавань и построены первые доки. Руан, Брест, Шербур, Орлеан. Плюс была перестроена вся система обороны границ.
В 1597 году была создана Почтмейстерска служба - доставка корреспонденции, грузов и пассажиров по Франции.
В 1598 году организован Королевский Инженерный корпус, основная задача которого - выпускать грамотных артиллеристов и металлургов, но кадеты и офицеры помимо этого занимаются проектированием каналов, мостов, зданий, других общественных сооружений.
Ну и до кучи - освоение новых земель. Напомню, что Шамплейн в 1605 году организовывает город Квебек, и торговля мехами была признана перспективной для королевства.
В сельском хозяйстве меры принятые Сюлли были просто революционными. Указом от 16 марта 1595 года (напомню,еще идет война!) было ЗАПРЕЩЕНО конфисковывать у крестьян крупный рогатый скот и лошадей. Запрещено топтать поля и посевы, солдаты, нарушавшие это, наказывались плетьми.
Во всю начала внедряться люцерна - кормовые для скота, которую засеивали на польдерах. Сюлли приказал сажать и кукурузу, привезенную из Америки, ставшую для крестьян позже вторым хлебом. Картофель, фасоль - это все инициативы Сюлли. Но главным прорывом стало вино. Ранее весь мир пил вино испанское. В 1600-х входят в моду французские вина - бордосские, лангедокские. Англия и Голландия, которым путь в Испанию заказан, начинают распространять французские вина по миру. В Англии два раза в год формируются "винные конвои" - большие торговые караваны из 200-300 кораблей, затаривающиеся в начале июля и в конце августа в Бордо французским вином, и далее перепродающие его в Германии, Польше, Дании, Швеции и т.д.
Плюс - жесткий протекционизм своей промышленности. Не закупка фламандских гобеленов, а организация их производства.
Не закупка шелка - а организация первых шелковых мануфактур в Лионе.
1601 год по праву можно назвать годом рождения французской металлургии - организовываются 12 металлургических предприятий.
И т.д.
Результат - в 1610 году Франция по уровню благосостояния превосходит последний довоенный 1560 год в полтора раза. А всего-то - вместо новых майданов просто заняли на 12 лет народ ДЕЛОМ.


Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота