От Вулкан
К All
Дата 18.01.2015 11:21:14
Рубрики 11-19 век;

Клуб Дюма, послесловие

Приветствую!

Решил написать о реформах Максимилиана де Бетюна, де Рони, герцога Сюлли, благо - на русском это почти не освещенная тема. И она, на мой взгляд, очень сильно перекликается с темой про Петра, ибо очень интересно сравнить.

Итак, после восшествия на престол Генриха IV а также заключения мира с Испанией (2 мая 1598 года) Беарнец наконец-то мог начать полноценно царствовать. Но под его властью находилась полностью разоренная 50 годами религиозных войн и вторжений страна, экономика которой по версии агентства "Moody's" должна была оцениваться в районе Са или Саа. И вот на должность министра финансов (по настоящему расстрельную, а не то, что про себя верещит один известный премьер в одной неупоминаемой стране) становится герцог Сюлли, забияка, дуэлянт, признанный переговорщик, водивший дружбу с известными французскими экономистами Вилльруа и Лаффемом.
Чтобы понять, что собой представляла Франция, просто сообщим,что за время войн были полностью разрушены 6 000 замков, 125 000 домов сожжено, и госдолг Франции приблизился к 296 миллионам ливров, это при номинальном доходе в 10 миллионов.
Что же сделал Сюлли?
Прежде всего он начал организовывать государственные предприятия (прежде всего строительные королевские корпорации) чтобы у кучи людей, оставшихся без земли и без бизнеса появилась работа.Если в 1596 году в них работало всего 4000 человек, то через год - уже 25000, через три - более 300 тысяч. Что они строили - чуть позже.
По госдолгу - Сюлли удалось его сократить за 10 лет на 50 процентов (до 143 миллионов ливров). Сделано это было следующим образом:
1) Настоящая кондовая борьба с коррупцией. Да-да, именно теми же методами действовал Петр позже. Он организовывает Совет Юстиции при управлении финансами (аналог петровской обер-прокуратуры), которая после проверки счетов заявляет (1604 год) "что собрано налогов в 30 миллионов ливров, тогда как выбито из народа и уворовано 150 миллионов ливров"; (то есть в пять раз больше). Эта бумага попадает к королю и немного офигевший Генрих росчерком пера создает аудиторскую службу для проверки счетов, а так же аннулирует все назначения фискалов, выданные за 20 лет (с 1588 года). Теперь господа обер-фискалы проходят проверку, и либо на нары, либо на Канары обратно на работу.
Далее Сюлли вообще решил разобраться, а собственно какие долги должна платить Франция? Вот скажем долги усопшего де Гиза - это долги Франции или долги Лотарингского дома? То, что герцог де Меркур назанимал у Филиппа III - это долги герцога Бретонского или долги государства Франция? Ну и так далее.
Сюлли добился снижения ставок - по краткосрочным займам с 8.3% до 6.25%, а по долгосрочным - с 5.55% до 4%. Что касается тех долгов, которые Франция посчитала незаконными - естественно Сюлли отказался их платить, и для тех субъектов, которые брали эти долги, была запущена процедура банкротства. Эта мера ужасно ударила по ростовщикам, особенно по ломбардцам, жившим в Париже.
Кроме того, часть долгов была переведена на бартерную схему - принц Ангальт, которому была должна Франция, получил на откуп налог на продажу соли, знаменитый "габель". Герцог Тосканский списанием части долгов как бы заплатил приданое для невесты Генриха IV Марии Медичи.
Так же кредиторам, которые в этот момент сами были на грани банкротства, предлагался такой вариант - авансовый неполный платеж сейчас с полным списание долга, или вся сумма - но в соответствии с графиком выплат. Говорят, и эта схема работала.
Естественно была проведена и денежная реформа, хотя ее до конца не довели из-за противодействия парижского парламента.
Верный своей практике Сюлли снизил подоходный налог для крестьян с 18 до 12 процентов, и списал невыплаченные предыдущему королю долги за 30 лет. Недобор бюджета был предотвращен сбором косвенных налогов, того же самого "габеля".
Примечательно, что цены на продукты питания с 1596 по 1610 снизились на 20% - самый зримый результат правления!
Было начато масштабное строительство дорог, местные дорожные сборы были отменены на государственном уровне, сами дороги расширены, построены мосты, переправы, вдоль дорог были посажены деревья (чаще всего - вязы, которые рачительный Сюлли предполагал использовать в будущем для постройки кораблей).
В основных портах началось масштабное строительство маяков, что сделало французские порты на порядок безопаснее, и туда валом повалили торговые корабли других стран.
Но дороги дорогами,а самый дешевый путь - это речной. Поэтому была начата амбициозная программа строительства каналов. Занимался ими английский инженер Хэмфри Брэдли. Итак, начал строиться Канал Бриар (54 мили), который позже соединил между собой Сену и Луару (после убийства Генриха IV строительство было остановлено, и канал достроили в 1642 году). Центральный канал - планировали соединить Луару и Рону (такая же история что и с Бриаром - строительство остановили после смерти короля,был достроен только при Кольбере). Так же были начаты подготовительные работы (осушение болот) для строительства канала Жиронда-Средиземное море.
При этом осушались множество болот, что давало новые плодородные земли, которые раздавали потерявшим землю во время религиозных войн крестьянам.
Вырубка лесов была упорядочена, были созданы искусственные пруды, куда была запущена рыба. Понятно - для рыболовства в будущем.
Чтобы избавиться от безработных, была затеяна гигантская программа градостроительства. Новый Мост, Королевская Площадь, Шарите, Арсенал - это все постройки времен Сюлли. Тулон стал каменным,там была укреплена гавань и построены первые доки. Руан, Брест, Шербур, Орлеан. Плюс была перестроена вся система обороны границ.
В 1597 году была создана Почтмейстерска служба - доставка корреспонденции, грузов и пассажиров по Франции.
В 1598 году организован Королевский Инженерный корпус, основная задача которого - выпускать грамотных артиллеристов и металлургов, но кадеты и офицеры помимо этого занимаются проектированием каналов, мостов, зданий, других общественных сооружений.
Ну и до кучи - освоение новых земель. Напомню, что Шамплейн в 1605 году организовывает город Квебек, и торговля мехами была признана перспективной для королевства.
В сельском хозяйстве меры принятые Сюлли были просто революционными. Указом от 16 марта 1595 года (напомню,еще идет война!) было ЗАПРЕЩЕНО конфисковывать у крестьян крупный рогатый скот и лошадей. Запрещено топтать поля и посевы, солдаты, нарушавшие это, наказывались плетьми.
Во всю начала внедряться люцерна - кормовые для скота, которую засеивали на польдерах. Сюлли приказал сажать и кукурузу, привезенную из Америки, ставшую для крестьян позже вторым хлебом. Картофель, фасоль - это все инициативы Сюлли. Но главным прорывом стало вино. Ранее весь мир пил вино испанское. В 1600-х входят в моду французские вина - бордосские, лангедокские. Англия и Голландия, которым путь в Испанию заказан, начинают распространять французские вина по миру. В Англии два раза в год формируются "винные конвои" - большие торговые караваны из 200-300 кораблей, затаривающиеся в начале июля и в конце августа в Бордо французским вином, и далее перепродающие его в Германии, Польше, Дании, Швеции и т.д.
Плюс - жесткий протекционизм своей промышленности. Не закупка фламандских гобеленов, а организация их производства.
Не закупка шелка - а организация первых шелковых мануфактур в Лионе.
1601 год по праву можно назвать годом рождения французской металлургии - организовываются 12 металлургических предприятий.
И т.д.
Результат - в 1610 году Франция по уровню благосостояния превосходит последний довоенный 1560 год в полтора раза. А всего-то - вместо новых майданов просто заняли на 12 лет народ ДЕЛОМ.


Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От генерал Чарнота
К Вулкан (18.01.2015 11:21:14)
Дата 19.01.2015 11:03:46

Re: Клуб Дюма,...

(приветственно подтягивает свежекупленные штаны)

>снизил подоходный налог для крестьян с 18 до 12 процентов

Интересно, а как на переломе 16 и 17 веков в разорённой Франции учитывались денежные доходы крестьян?

От Вулкан
К генерал Чарнота (19.01.2015 11:03:46)
Дата 19.01.2015 11:17:14

Вспомните "Десять лет спустя"

Приветствую!
>(приветственно подтягивает свежекупленные штаны)

>>снизил подоходный налог для крестьян с 18 до 12 процентов
>
>Интересно, а как на переломе 16 и 17 веков в разорённой Франции учитывались денежные доходы крестьян?

Планше и Дартаньян составляют договор о похищении Монка. Там есть золотые слова "договор под 12 процентов годовых, и этот процент не является грабительским, поскольку сам король не смеет брать больше".

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От генерал Чарнота
К Вулкан (19.01.2015 11:17:14)
Дата 19.01.2015 14:27:00

Re: Вспомните "Десять...

(приветственно подтягивает свежекупленные штаны)

>>Интересно, а как на переломе 16 и 17 веков в разорённой Франции учитывались денежные доходы крестьян?
>
>Планше и Дартаньян составляют договор о похищении Монка. Там есть золотые слова "договор под 12 процентов годовых, и этот процент не является грабительским, поскольку сам король не смеет брать больше".

Извиняюсь, недопонял, какое отношение Ваш ответ имеет к моему вопросу :)

У меня вопрос по механизму учёта денежных доходов массы крестьян в малограмотной стране с преобладанием натурального хозяйства и т.д.

От Robert
К генерал Чарнота (19.01.2015 14:27:00)
Дата 19.01.2015 20:11:30

Re: Вспомните "Десять...

>У меня вопрос по механизму учёта денежных доходов массы крестьян в малограмотной стране с преобладанием натурального хозяйства и т.д.

Везде и всегда это делалось через "председателя колxоза". Посмотрите "опись долгов Пушкина": учтена каждая копна сена от каждого крестьянина поименно (не лично Пушкиным учтена естественно, а управляющим его имения - именно это и было работой управляющего, за которую тому платили).

От KAO
К Вулкан (18.01.2015 11:21:14)
Дата 19.01.2015 04:27:26

Re: Вот интересно, а тогда говорили, что нет "особого французского пути"? (-)


От Вулкан
К KAO (19.01.2015 04:27:26)
Дата 19.01.2015 08:51:40

Вчера в передаче у Соловьева

Приветствую!

Один француз рассказывал о Вольтере, о карикатурах и прочем.
Так хотелось ему напомнить времена Генриха IV, когда карикатуристов с обеих сторон приравняли к иностранным агентам и в лучшем случае рубили руки.
Особый путь - это веротерпимость, и осознание того, что вся нация - французы, пусть и разных конфессий.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От KAO
К Вулкан (19.01.2015 08:51:40)
Дата 19.01.2015 09:53:32

Re: Я в данном случае про экономику говорил. (+)

Как я понимаю, предложенные и воплощённые решения были новаторскими, например в части виноделия. Можно же было как все, закобалить народ ещё чуть больше и т.п. А тут приняли местную специфику (климат, например), географическое положение и подумали. Чем-то напоминает российские реалии, хотя у нас от среднеевропейских параметры гораздо больше отличаются. Поэтому тоже тупо копировать нельзя. Но как только начинают что-то делать по-своему, начинаются вопли про "опять ищут свой путь, а не как все люди" и т.п.

От Вулкан
К KAO (19.01.2015 09:53:32)
Дата 19.01.2015 10:00:47

Re: Я в...

Приветствую!
И все-таки главным было как раз занять народ делом.
Есть такая книга Ролана Мунье "Убийство Генриха 4"
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3974200/
Найдите - почитайте.
Блин, я понимаю, что в аналогиях главное - вовремя остановиться, но один в один с нынешней ситуацией в стране 404.
Общество полного неадеквата. Всякие бродячие фанатики. Жертвы тогдашних АТО, оставшиеся без работы. Склоки между политиками и военными, мечтающими о новых войнах. Иностранные агенты. И т.д.
Генрих и Сюлли поступили очень мудро, но Беарнца это все равно не уберегло.
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Дмитрий Козырев
К Вулкан (19.01.2015 10:00:47)
Дата 19.01.2015 10:06:18

Re: Я в...

>И все-таки главным было как раз занять народ делом.

Сначала все таки забороть коррупцию, и поправить финансы дабы изыскать средства для "занятия людей делом".
В занятия людей делом надо инвестировать, люди тут вторичны.

От Вулкан
К Дмитрий Козырев (19.01.2015 10:06:18)
Дата 19.01.2015 10:17:16

Re: Я в...

Приветствую!
>>И все-таки главным было как раз занять народ делом.
>
>Сначала все таки забороть коррупцию, и поправить финансы дабы изыскать средства для "занятия людей делом".
>В занятия людей делом надо инвестировать, люди тут вторичны.

Создание государственных предприятий, масштабных строек, развитие сельского хозяйства, налоговые послабления - это все и было призвано отвлечь людей от войны.
В конце концов готовили новую ограниченную войну с Испанией, чтобы отослать туда тех, кому так хотелось повоевать.
При этом Сюлли великолепно снабдил армию - 49 тысяч человек, при этом 12 тысяч наемников - самая высокооплачиваемая армия в Европе. До 400 пушек (по тем временам просто гигантское количество). Командиры, имеющие реальный опыт. Отличная тактика, опробованная в гражданских войнах, и наработки, перенятые у испанцев.
Вобщем, не будь убийства Генриха - Фламандская армия против него имела мало шансов.


Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От sss
К Вулкан (19.01.2015 10:17:16)
Дата 19.01.2015 16:20:08

Интересная кстати тема, косвенно затронутая у Т.Манна

>Вобщем, не будь убийства Генриха - Фламандская армия против него имела мало шансов.

Если Франция Генриха Четвертого в 1610 начинает европейскую войну против Габсбургов (так или иначе формат этой войны по участникам оказался бы близок к тридцатилетке на решающем её этапе) и, скорее всего, наносит поражение испанцам и цесарцам - пусть не за 1-2-3 года, но, определенно, намного быстрее, чем в реале и с намного меньшими "сопутствующими разрушениями" - какую бы Европу получили на выходе хотя бы в середине 17 века...

От sas
К sss (19.01.2015 16:20:08)
Дата 19.01.2015 16:56:00

Re: Не у Т. Манна, а у Г. Манна ;) (-)


От sss
К sas (19.01.2015 16:56:00)
Дата 19.01.2015 17:11:01

Да, у Генриха Манна, конечно. В конце его жизнеописания Анри IV (-)


От Моцарт
К Вулкан (19.01.2015 08:51:40)
Дата 19.01.2015 09:03:26

Меня уже трясёт при упоминании Вольтера

и этой его "готовности умереть".
Что в реальности: сидел в эмиграции и писал враки про мужеложество благодетеля, которого доил десяток лет.

От KAO
К Моцарт (19.01.2015 09:03:26)
Дата 19.01.2015 09:46:06

Re: Это не отменяет умных вещей, которые он написал. (-)


От Моцарт
К KAO (19.01.2015 09:46:06)
Дата 19.01.2015 09:55:02

Re: Это не...

Не отменяет, но резко понижает уровень доверия. "Что ты там натренькал, хитрый п___р?"

От Alexeich
К Моцарт (19.01.2015 09:55:02)
Дата 19.01.2015 11:14:12

Re: Это не...

>Не отменяет, но резко понижает уровень доверия. "Что ты там натренькал, хитрый п___р?"

Да почему ж понижает? "Кто без греха ..." Да и писал он настолько банальные вещи с т.зр. современного человека. О правах человека, о том, что война - нехорошо и проч. и проч. Нравоучительные contes Вольтера - порядочная нуднятина. но помогают представить общество, в котором такие книги могли восприниматься как нечто революционное.

От yav
К Вулкан (18.01.2015 11:21:14)
Дата 18.01.2015 22:36:25

Re: Клуб Дюма,...

Поэтому была начата амбициозная программа строительства каналов. Занимался ими английский инженер Хэмфри Брэдли. Итак, начал строиться Канал Бриар (54 мили), который позже соединил между собой Сену и Луару (после убийства Генриха IV строительство было остановлено, и канал достроили в 1642 году). Центральный канал - планировали соединить Луару и Рону (такая же история что и с Бриаром - строительство остановили после смерти короля,был достроен только при Кольбере). Так же были начаты подготовительные работы (осушение болот) для строительства канала Жиронда-Средиземное море.
>При этом осушались множество болот, что давало новые плодородные земли, которые раздавали потерявшим землю во время религиозных войн крестьянам.

А вот интересно после смерти Генриха IV нашлись во Франции прогрессивные и либеральные экономисты и публицисты, сурово осудившие эту бессмысленную растрату громадных сил и средств на никому не нужные циклопические проекты? Ну вроде наших современников, сурово порицавших всякие Беломоро-Балтийские и Волгодонские каналы, Ленинградскую дамбу и т.п.

От Robert
К yav (18.01.2015 22:36:25)
Дата 19.01.2015 04:46:51

Ре: Клуб Дюма,...

>Ну вроде наших современников, сурово порицавших всякие Беломоро-Балтийские и Волгодонские каналы, Ленинградскую дамбу и т.п.

В такиx масштабныx делаx если успеx, то это - "реальный успеx". Но если провал - то тоже "серьезный провал".

Беломорско-балтийский - реально незагружен (просто "грузов нет по тому маршруту", и зима долгая). Волго-дон же - наоборот пашет вовсю, как и "канал имени Москвы" ("канал Москва — Волга", "водопровод").

От Николай Поникаров
К Robert (19.01.2015 04:46:51)
Дата 19.01.2015 09:30:32

Беломорканал

День добрый.

>Беломорско-балтийский - реально незагружен (просто "грузов нет по тому маршруту", и зима долгая).

Беломорканал был недозагружен до 1964, когда, наконец, закончили реконструкцию Волго-Балтийского пути (а планировали эту работу до войны, начали сразу после войны, остановили по бериевскому сокращению строек, возобновили при Хрущеве). Но даже в 1940 объем перевозок по ББВП составил 44% от пропускной способности - неплохо.

Сейчас канал не загружен совсем, ну дык экономика совсем другая стала - в частности, другой лесопромышленный комплекс.

Ну и напомню банальное - военно-стратегические соображения стояли впереди экономических при всех вывертах проектирования ББВП (сперва канал проектировали даже под морские суда).

> Волго-дон же - наоборот пашет вовсю,

А его, наоборот, новая экономика загрузила - нефть и нефтепродукты на экспорт с поволжских заводов и из Баку. Загружен на ~80% паспортной пропускной способности, и ~100% реальной (по текущему техническому состоянию).

> как и "канал имени Москвы" ("канал Москва — Волга", "водопровод").

Недозагружен, но имеет устойчивую нишу - перевозка МСМ (песок, щебень, гравий, грунт). Большой московский муравейник все растет и растет. Кроме того, у канала им. Москвы полно других функций, кроме грузотранспортной.

С уважением, Николай.

От Robert
К Николай Поникаров (19.01.2015 09:30:32)
Дата 19.01.2015 20:03:10

Re: Беломорканал

>Сейчас канал не загружен совсем, ну дык экономика совсем другая стала - в частности, другой лесопромышленный комплекс.

Ну если "внешние условия изменились" (что невозможно было учесть на старте) - то вообще туши свет. Куча убытков и никакого доxода.

Опять же: это никакая не "советская болезнь". КВЖД например - вбуxано (иностранныx займов в валюте причем, т.н. "царские долги", кто в курсе) не меньше чем в магистраль до Владивoстока, потом - русско-японская войнa проиграна, потом - стала "дорогой ведущей в тупик". Всё остальное вокруг КВЖД - следствия (первопричина - в 1905-м).

Иногда я думаю, что самодержавие в России умерло в 1905-м (просто "подавало признаки жизни" до 1917-го). В русско-японскую были (на современном языке) ну просто "эпические фейлы" в количестве.

От SadStar3
К Robert (19.01.2015 04:46:51)
Дата 19.01.2015 08:35:05

Беломорско-балтийский делался не для перевозки грузов ИМХО (-)


От Robert
К SadStar3 (19.01.2015 08:35:05)
Дата 19.01.2015 09:16:29

Re: Беломорско-балтийский делался...

Просто есть два варианта большиx проектов: "снизу вверx", и "сверxу вниз".

Или "think big, start small": начинать с малого, и потом развивать то что "xорошо пошло" (забив на то, что "не идет"). Или же - сначала "теоретически проработать" вопрос всерьез, а потом - сразу вбуxать значительные ресурсы.

При первом варианте - мал риск потерять значительные вложения, но он - дороже (многое, что работало "по мелочи" - не работает "по крупному", приxодится переделывать). При втором - переделывать ничего не нужно (все сразу строится "в нужном масштабе"), но уж если ошибка/просчет - убытки тоже велики.

Это не "особенность Советской Власти" какая: всегда так было. При царе например, на Транссибирской Магистрали, очень много из построенного практически не эксплуатировалось никогда. Вот такие номера там в количестве вдоль магистрали:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0

>Тоннели № 18 (не эксплуатируется с 1913 г.) и № 18-бис у ручья Киркирея (здесь произошла стыковка Великого Сибирского пути: последний костыль 13.09.1904 вбил министр ПС России М. И. Хилков)

От Андрей Чистяков
К Вулкан (18.01.2015 11:21:14)
Дата 18.01.2015 21:45:13

Вы меня просто заинтриговали - почитаю побольше по этому времени. :-) Merci bien (-)


От yav
К Вулкан (18.01.2015 11:21:14)
Дата 18.01.2015 12:14:36

Re: Клуб Дюма,...

Т.е. мужик просто не уповал на "невидимую руку рынка", и не надеялся на иностранных инвесторов.

От Вулкан
К yav (18.01.2015 12:14:36)
Дата 18.01.2015 12:17:55

Именно так

Приветствую!
>Т.е. мужик просто не уповал на "невидимую руку рынка", и не надеялся на иностранных инвесторов.

"Спасение утопающих - дело рук сами знаете кого".

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Darkbird
К Вулкан (18.01.2015 11:21:14)
Дата 18.01.2015 11:45:46

Re: Клуб Дюма,...

>Результат - в 1610 году Франция по уровню благосостояния превосходит последний довоенный 1560 год в полтора раза. А всего-то - вместо новых майданов просто заняли на 12 лет народ ДЕЛОМ.

Для подобных вещей прежде всего необходима абсолютная власть.

Долгое время изучая правление в разных странах и в разное время, а также наблюдая за руководством в тех предприятиях в которых довелось работать пришел к выводу, что умному руководителю для нормальной работы
нужна абсолютная деспотия и диктатура. В этих условиях у него все получается и все довольны. Когда же
руководитель (правитель) туповат или просто не желает вникать в сущность управления (собственник), то ему
нужны всякие либерально-демократические институты и внутренняя подковерная игра суб-правителей, чтобы никто
не подвинул его самого. В этих условиях предприятие (страна) как правило стагнирует.

От Дмитрий Козырев
К Darkbird (18.01.2015 11:45:46)
Дата 19.01.2015 11:20:09

Re: Клуб Дюма,...

>умному руководителю для нормальной работы
>нужна абсолютная деспотия и диктатура. В этих условиях у него все получается и все довольны. Когда же
>руководитель (правитель) туповат или просто не желает вникать в сущность управления (собственник), то ему
>нужны всякие либерально-демократические институты и внутренняя подковерная игра суб-правителей, чтобы никто
>не подвинул его самого.

При "абсолютной власти" и желании "вникать в сущность" такой "умный руководитель" обречен заниматься микроменеджментом со всеми вытекающими.
Умному руководителю не обойтись без таких либерально-демократических институтов как делегирование полномочий и Auftragstaktik.

От Alexeich
К Darkbird (18.01.2015 11:45:46)
Дата 19.01.2015 11:09:24

Re: Клуб Дюма,...

>Для подобных вещей прежде всего необходима абсолютная власть.

Довольно неожиданный выод, особенно если вспомнить, что реформу делал не "абсолютный властитель", а "команда эффективных менеджеров".

>Долгое время изучая правление в разных странах и в разное время, а также наблюдая за руководством в тех предприятиях в которых довелось работать пришел к выводу, что умному руководителю для нормальной работы
>нужна абсолютная деспотия и диктатура.

Отнюдь по разному. скажем так, сильно зависит от предприятия. Видел такие. где строем ходили (буквально, бо Япония), и ни хрена не получалось, и где при демократичном начальнике, исповедовавшем коллегиальный стиль управления (в той же Японии) дела шли как нельзя лучше. Не путайте стиль управления и отсутствие такового.

>нужны всякие либерально-демократические институты и внутренняя подковерная игра суб-правителей, чтобы никто
>не подвинул его самого. В этих условиях предприятие (страна) как правило стагнирует.

М-м-м, давайте подумаем. Ваше описание вполне подходит под США, а авторитарный стиль управления - к России. Как там у нас с экономикой?