Дискуссия состоялась, в качестве итогов три довольно печальных наблюдения:
Наблюдение 1. Никому, даже из тех, кто скорее поддержал высказанную в головном сообщении максиму, в голову не пришло, что государственный муж проявил все качества имбецильной шпаны - то есть патологическую неспособность понять что-то кроме сиюминутного шкурного интереса без особой заботы о последствиях. Вы ж, дорогие коллеги, еще и сочувствуете - мол, пришлось падлу очкастую на перо поставить а че у него часы хорошие и насрать чо поймают тяжело планировать на пятьдесят лет, давай реализуем преимущества здесь и сейчас военным путем.
Наблюдение 2. Обидно, что рефлекторной реакцией начитанных и интересующихся историей людей явился в большинстве случаев какой-то автоматический перепев парадигм советской исторической школы, да еще в форме пещерного какого-то детерминизма. Мол, что ж Вы, Владимир Несамарский, газет не читали - Вам сказано есть предпосылки будет империалистическая бойня не мытьем так катаньем.
Наблюдение 3. Даже детерминисты не озаботились сделать еще один шаг и увидеть, что реализация тезиса "все равно сама Антанта нападет к 1920 году и разобьет Германию" не может не привести к более мягким последствиям для немецкой нации. Предстваьте Европу 2012 года с Германией посередине: с Германией в границах 1937 года плюс Данциг (не светит Польше ни в какой альтернативе выход к морю) со 120-миллионным населением, развившейся без ограничений авиакосмической промышленностью и научно-техническим сектором раз в двадцать мощнее нынешнего. И, не сомневаюсь, с аппаратом массового культурного влияния не слабее нынешнего американского (напомню, что до ПМВ США никакими голливудо-гамбургерами никого пока не впечатлили). Вот, это СОВСЕМ другая Европа и совсем друга Германия.