От Vadim Ответить на сообщение
К All
Дата 17.08.2010 11:07:38 Найти в дереве
Рубрики WWII; Память; Версия для печати

Мемуары времён оккупации Одессы

Приветствую

Мемуары студента из глубинки, поехавшего поступать в институт в Одессу в 40-м, да так и оставшегося там на всё время оккупации. Потом, после освобождения города, призвался в армию. Публикует его внук в своём журнале.


http://egorka-datskij.livejournal.com/84261.html

[ том 1, лист 102 ]

>Учебно-опытное хозяйство ОСХИ
>«Червоный Хутор»

>И так, в первой половине мая я отправился с утра на 29 номере трамвая до 13 станции в сторону Люстдорфа, захватив с собой студентческий билет, паспорт ("серпастый и молоткастый") со штампом регистрации в 4-м отделении префектуры полиции г.Одессы и свидетельство об освобождении от воинской повинности, выданное еще Петуховским РВК.

>Дорога мне уже хорошо знакома. Особенностью трамвайного пути 29 линии состоит в том, что у нё широкая колея и вагоны нового типа, построенные на Советских заводах в Советское время. Маршрут трамвая начинается от "Привоза" и заканчивается в Люстдорфе, на 16-й станции. Я знал, что ехать придется довольно долго - минут 40-50, и занял место у окна в прицепном вагоне. Народу было не особенно много, в основном работницы джутовой фабрики, да несколько румынских солдат. Вот миновали джутовую фабрику, "Чумку" , "Насосную станцию", вот слева по ходу виден забор еврейского кладбища, а справа начался забор русского кладбища, затем появился массив строений Одесской тюрьмы, потом аэродром, затем совхоз "Ульяновка", где летом прошлого года мы проходили учебную практику...

>Когда трамвай проходил мимо бывших пороховых складов, где осенью прошлого года была осуществлена зверская акция оккупантов по уничтожению до 25 тысяч евреев, то все присутствующие в вагоне невольно прекратили громкие разговоры и взор их был обращен на кучи щебня и пепла за колючей проволокой... Да, люди знают и помнят эту трагедию... На пепелище было пусто, ни души...

http://egorka-datskij.livejournal.com/75234.html

>[ том 1, лист 71 ] Был введен комендантский час, запрещающий хождение по городу с 18:00 до 07:00. Они устанавливали в городе и его окресностях произвол и кровавый террор, грабили, арестоввывали и убивали мирных жителей. Всюду были расклеины приказы военного командлвания о немедленной регистрации всех жителей, о сдаче оружия и военного снаряжения, о расстрелах лиц, которые будут уклоняться от выполнения распоряжений военного командования или при будут признанны виновными в актах, наносящих ущерб союзным армиям и т.д.

>Уже на третий день, т.е. 19 октября 1941 г., румынские власти начали толпами сгонять ьужчин, женщин и детей еврейской национальности в пороховые склады, расположенные вблизи аэродрома и летной школы по Люстровской дороге. Позднее было установлено, что было заполнено 9 огромных складов. Затем румынские солдаты при помощи шлангов и насосов облили облили эти склады горючей смесью и подожгли... Это была месть завоевателей за свои чудовищные потери под Одессой. Всего было уничтожено на складах около 25 тыс. человек. Запах жаренного мяса долго носился в окрестностях этого ужасного места. Помню, Семен Викентьевич послал меня тогда к тёте Соне (а они жили совсем недалеко от складов) за какими-то вещами, которые сейчас нужно было носить обратно. Смрад и гарь стояла ужасная, было подозрение о том, что там сожгли большой количество людей, но этому не хотелось верить. Человеческому рассудку это не поддавалось. Но по Люстровской дороге туда прогнали под конвоем людей и это видели многие, затаясь в своих домах...

Этот дедок как уехал из города в 44-м, как я понял, дa так и не возвращался туда до посещения проездом 40 лет спустя, в 73-м. Там у него много чего по географии уже напутано - аэродром 69 Иап он строит на 10-й Фонтана, ипподром у него тоже на 10-й, конечная Люстдорфской дороги - 16-я, и т.д. Аэродром был на 5-й, там ещё в 83-м памятник поставили, нынешняя-бывшая ул. Адмиральская-П.Лумумбы-Адмиральская и дальше по Черняховского, рядом с нашей школой. Ипподром - моя 4-я, конечная Люстдорфской дороги - 19-я станция.

Не уверен насчёт его датировки. По-моему это случилось уже после взрыва радиофугасом знаменитого здания одесской Чеки отступившими на заранее подготовленные позиции в Москве славными чекистами посредством радиосигнала из Москвы же. При всём при том сам факт сожжения заживо 25 тысяч человек как-то не выветрился у ветерана за 40 лет, что неудивительно. Все всё знали. Дажe - и особенно - тогда, сразу же по свежеостывшим следам.

Меня в своё время удивила реакция одного местного форумского исследователя - "не было, потому что не знаю и архивы не знают". Потом подумал - вот так, тихой сапой... Это было "общим знанием", но говорить не то что не рекомендовалось - как-то не говорилось. К тому же Одесса после войны была особым местом. Вся родня заканчивала институты в соседних городках Томске, Иркутске и т.п., даже училище дядька кончал уссурийское военно-транспортное. Родителям, правда, удалось, в местных вузах, но на вечернем, переходящeм в заочный или после длительного трудового рабочего стажа. Потому что еврееев тогда местное начальство не жаловало. Их не только отменили, но ещё и запретили, хехе.

Вот и я сам об этом узнал тoже случайно относительно недавно. Tак успешно было хоровое молчание, даже среди родных. "Как, ты не знал разве?" В Хатынь, помню, бабушка, вместе со своими oглоедами из школы меня на экскурсию брала во время школьных каникул. А то, что происходило прямо под ногами - часто проходил-проезжал по месту массовой гибели людей, прямо по костям, потому что это очень оживлённый перекрёсток теперь - ничего не знал и не подозревал, потому что знание такое не поощрялось на уровне подсознания.

А потом, после такого дружного замалчивания следующие поколения "исследователeй" могут с чистой совестью утверждать - "все возвращались живы". Ползучий ревизионизм так и работает.

Карфаген должен быть разрушен