От А.Погорилый Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.09.2007 20:50:10 Найти в дереве
Рубрики Флот; 1917-1939; Версия для печати

Вашингтонский договор

Почему он был заключен.
В начале XX века сложилась следующая ситуация.
Было ясно, что морская держава контролирует ту акваторию открытого моря, которую может контролировать ее линейный флот (доктрина Мэхена).
Давно, чуть ли не с Колумба, линейный корабль на море был абсолютным оружием, ему можно было противопоставить только другой линейный корабль.
В начале XX века шла гонка морских вооружений. Как количественная (все больше линкоров ради увеличения морских сил), так и качественная - линкоры росли водоизмещением, главным калибром, броней, что приводило к довольно быстрому устареванию более ранних образцов. "Дредноут" (1906 год) к ПМВ был уже кораблем второй линии. Росли и меньшие корабли - эсминцы приближались к более ранним легким крейсерам (вроде "Изумруда" и "Жемчуга"), крейсера - к более ранним броненосцам.
После ПМВ было ясно, что скоро новой войны не последует - победителям нужно время чтобы зализать раны и освоить достигнутые приобретения, побежденные забиты так что не скоро очнутся.
А "естественный" (ничем не ограниченный) прогресс линейного флота был весьма дорог особенно учитывая что экономика победителей понесла большие потери и была после ПМВ не в лучшем состоянии), да и вел к совершенно дурному финалу. Его естественным итогом было бы построение каждой державой одного суперлинкора (примерно полмиллиона тонн, метровый главный калибр, полутораметровая броня или что-то в этом духе), потому что два таких корабля уже денег не хватит построить. А корабль, если он один, в двух местах быить не может, интересы же всех держав (кроме разве что Италии, ее интересы были средиземноморские) простирались на несколько акваторий. Да и ценность подобного корабля была разве что in being. Слишком страшно его даже в мирное время в море с его навигационными и погодными опасностями выводить, ведь потеря его - это потеря и бешеных денег, и всей морской силы державы. Тем более в военное время (вспомним, что "Тирпиц" так ни одного выстрела по морским целям и не сделал, да и по самолетам - не по целям, а по тем, для кого он был целью).

Вот из всех этих соображений державы - победители в ПМВ и согласились "заморозить" свой флот, наложив целый ряд ограничений как на общий тоннаж (чтобы исключить количественную гонку вооружений), так и на водоизмещение и главный калибр кораблей различных классов (чтобы исключить ведущую в "дурную бесконечность" качественную гонку).

А почем отказались от его продления перед ВМВ - понятно, какие могут быть ограничения когда войной запахло.