От Алексей Мелия Ответить на сообщение
К Глеб Бараев Ответить по почте
Дата 11.06.2004 11:02:59 Найти в дереве
Рубрики Спецслужбы; 1917-1939; Версия для печати

См. недавнюю статью о забастовках в Иваново в 1941 году

Алексей Мелия

>Даже в условиях идущей, а не ожидаемой войны, даже в отношении задержанных с оружием в руках - истребление является лишь крайней мерой, а не чем-то рутинным. Самого вражьего врага можно заставить приносить пользу на лесоповале, стройке или рудниках. Поэтому даже в экстремальных условиях только стоящему у руководства страной недоумку может прийти в голову заниматься истреблением собственных граждан, какими бы плохими они ему не казались.

Насчет «недоумка» - это и есть те самые "идеологические клише".

Что касается операции 37-38гг (мирное время и отсутствие острой военной угрозы), то широкое применение смертной казни могло основываться на имевшемся к тому времени опыте репрессивной политике. Как советскому, так и дореволюционному - в руководстве были люди лично сидевшие. Что касается советского периода, то как было написано в приказе 00447 "Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много, в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений."


>Массовые аресты по надуманным обвинениям или просто по национальному признаку, следствие и суд по упрощенной процедуре, массовые растрелы, санкционируемые непосредственно высшим государственным руководством в картину мобилизационной подготовки не вписываются.

Если говорить о планировании на случай войны, то речь идет об "изъятии" без уточнения того, что же следует за изъятием.


>От такого контингента нельзя ожидать подготовки и проведения вооруженного восстания, впрочем, как нельзя было ожидать такого восстания от расстрелянных,

Раньше то восстания были...

>а вот в случае прихода интервентов в данный регион значительное количество коллаборантов обеспечено, что и подтвердилось с приходом немцев.

Арестовывая 200-250 тыс. по всей стране вряд ли можно рассчитывать существенно повлиять на число коллаборационистов - на продолжение эффективного сопротивления после таких территориальных потерь как были во время войны в 1941-42 гг. вряд ли можно рассчитывать.


Аресты могли быть направлены прежде всего на изъятие организаторов и активных участников выступлений, причем прежде всего в нашем тылу.

Отдельные случаи выступлений имели место и во время Великой Отечественной.

Если бы недовольство подогревалось широкой агитацией, прежде всего со стороны священников и членов политпартий поддержанных грамотной пропагандой и политикой противника, то выступления могли принять масштабный характер. И вовсе не обязательно сразу вооруженное восстание - сначала забастовка на почве ухудшения условий жизни, затем дальнейшее обострение ситуации.

>Те меры, о которых Вы говорите в связи с мобилизационным планированием, похоже реализовавались в массовых депортациях по социальному и национальному признакам в 1940-41 гг.,

Меры на случай войны - это плановое изъятие большого числа лиц из определенных категорий в течение ограниченного по времени периода.


http://www.military-economic.ru