От FVL1~01 Ответить на сообщение
К SDA Ответить по почте
Дата 26.06.2003 17:45:15 Найти в дереве
Рубрики WWII; ВВС; 1941; Версия для печати

несколько ответов. Во первых И-15бис полуофициальное название. Правильно И-152

И снова здравствуйте

>Насколько известно, данный образец маневренного истребителя появился в ответ на категоричные требования руководства ВВС РККА о модификации И-15.

Да

>Военные высказывали претензии по схеме "чайка", которая якобы ухудшала обзор из кабины пилота, не обеспечивала достаточной путевой устойчивости, затрудняла полеты в строю и прицельную стрельбу.

Да, особенно эт стало заметно после сравнительтнх испытаний И-15 и И-16 с Итальянскими и Испанскими самолетами. По сравнению с поганым Ньюпором И-15 рассеивал дико, И-16 правда был еще хуже, зато Фиат КР-32 был просто мечта снайпера. И-16 опростоволосился в сравнении и с Ки-27 потом когда имея 5400 выстрелов в минуту против 1800 В ВОСЕМЬ раз реже попадал в конус. Хотя в опытных руках И-15 и был неплох, но не все летчики ВВС имели богатый опыт. А переход с устойчивого И-5 и его учебной версии быд на И-15 весьма непрост.


>По итогам первых боев в Испании, где И-15 показали себя весьма достойно, и, с учетом требований военных, Поликарпов фактически создал новую машину с традиционным центропланом и новым мотором М-25В. Однако И-15бис стал тяжелее своего предшественника на 200 кг.


В основном за счет того что два пулемета теперь считались СУХИМ весом , а не дополнительным оборудованием как на И-15 и более тяжелой обвязки мотора. Разница в контрукционной массе = всего 30-50 кило, в пределах ошибок завода.


>, время виража увеличилось с 9 до 11-12 сек., а максимальная скорость осталась такой же как и у И-15 с мотором М-25 (360-370 км/ч). Путевая устойчивость изменилась незначительно.

Число попаданий в конус возрасло, правда меньше чем хотели. Ради хтого все и добивались.

>Ухудшилась маневренность истребителя, а что касается обзора, то многие пилоты говорили, что обзорность самолета при схеме "чайка" является более лучшей (за исключением режима рулежки и взлета). Тем более внушительным преимуществом обладал И-153.

Зато не успевали освоить БЫСТРО выпуск фермы центроплана И-153 и его шасси. ИМХО, наверное лучшим был бы вариант И-153 с М-62 и неубираемым ШАССИ, эдакий "Совьет гладиатор". но решили для подстраховки выпуска И-153 (массовые серии которого пошли лишь зимой 1939-1940, немного повыпускать И-152, а так как конструкция И-152 была проста и технологична, наклепать их сумели много, перевыполнив план.

>Однако только в 1939 г. И-15 бис выпустили более 1300 шт. (в т.ч. якобы из-за указания Сталина, которое основывалось на неверных данных разведки о ежемесячном выпуске истребителей в Германии).

Данные вполне верные, в ПАРАЛЕЛЬ Ме-109мм немцы в начале 1939 ЕЩЕ содержали серию Арадо 68, при этом была готова ночная версия, с ДБ-600. Другое дело, что немцы после польши заложили на Арадо болтик. Но кроме немаков - были еще англичане и итальянцы, которых то же стоило учитывать. С гладиаторами и Фиатами, Фиаты-штурмовки гнали до 1942. Эта кака еще под Сталинградом отмечалась.

>Опыт применения И-15 бис в Испании был весьма плачевным, а в Китае просто катастрофическим.


И то и другое полуправда.


А катастрофа в Китае случилась ПОЗДНЕЕ, после того как И-152 вообще сняли с производства. А уж японским сводкам у нас никогда не верили ...

> Правда, надо учитывать, что советских пилотов к тому времени из строевых частей ВВС этих стран уже вывели, а собственные летчики-истребители (особенно китайские), по сравнению с нашими летали хреново. В общем, картина получается вроде безрадостная.

Да??? все не так просто было в Китае до "гастролей "Зеро" в 1941м.. Не так просто, Никольского что ли почитайте. "Авиация Великого соседа"

>И все-таки, так ли плох был этот истребитель по сравнению с И-15 и И-153? Отдельных монографий по этой машине не встречал (в отличие от И-153 Маслова). Поэтому несколько вопросов:


Первый и Второй номер журнала "Мир Авиации", вообще второй из выпущеных первая половина 90-х

>Есть ли сведения о боевой деятельности хотя бы одного-двух полков полностью или в большей части вооруженных И-15 бис, за исключением сведений по Испании и Китаю и именно в качестве истребителя, а не штурмовика или ночного бомбардировщика?

Есть. Но надо искать. В журналах.

Еще рекомендую цикл статей в Аэрохобии, тех же лет, про первые дни войны.
А вот И-15 до войны не дожил, их в 1940м уже оставалось несколько штук. Его просто распродали, и контсрукция более износонестойкая чем у И-5, которые сохранялись в школах и аэроклубах.

>Существовали какие-либо существенные отличия в технике пилотирования и в тактике применения И-15 бис по сравнению с И-15 и И-153?

Серьезных нет, на И-153 труднее рулить, На И-15 надо больше следить за двигателем, на И-152 хуже обзор в вперед вверх.
С уважением ФВЛ