От Николай Поникаров Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.04.2012 13:35:45 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

Северный Морской Путь - состояние и перспективы

День добрый.

Раз пошла такая пьянка, даю информацию по Северному Морскому Пути. В дискуссию о геополитике и патриотизме вступать не буду, сразу предупреждаю.

1. Что такое Северный Морской Путь с юридической точки зрения.

Правовой статус СМП определяется законами РФ (155-ФЗ от 1998 и др.) и "Правилами плавания по СМП" 1990 года: Северный морской путь - расположенная во внутренних морских водах, территориальном море (территориальных водах) или экономической зоне РФ, прилегающих к северному побережью РФ, его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы, крайние пункты которых ограничены на западе Западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллельно 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы.

СМП объявлен внутренним водным путем РФ, по нему запрещается проход судов под иностранными флагами (на каждый рейс иностранное судно должно получать отдельное разрешение через МИД и Минтранс). Все суда, российские и иностранные, следующие СМП, должны предварительно пройти специальную сертификацию и взять на борт ледового лоцмана. Суда платят сбор за ледовую и лоцманскую проводку.

Разумеется, никакими международными соглашениями такой статус СМП не подтверждается. На данный момент другие страны соглашаются с ним только потому, что без российского обеспечения идти СМП невозможно или невыгодно.

Примечание: границы экономзоны РФ, шельфа, полярных владений СССР и т.п. не имеют значения в вопросе о следовании судов СМП.

В настоящее время разрабатываются проекты закона, упорядочивающего судоходство по СМП. Они, как правило, включают положения о свободном проходе иностранных судов, об обязательной сертификации и уплате навигационных сборов.


2. Что такое СМП с морской точки зрения

Главная особенность СМП – холод и лед (с уважением, К.О.). Наиболее благоприятные месяцы – с августа по сентябрь, когда вся трасса может быть свободна ото льда. Ледовые условия на трассе изменяются от года к году, и могут сильно различаться на разных участках СМП. Так, в сентябре 2007 вся трасса СМП была свободна ото льда, кроме района м. Челюскин, где к в самому припаю подступили тяжелые многолетние льды.

Суда следуют как самостоятельно, так и под проводкой ледокола. Стратегическая ледовая разведка в настоящее время обеспечивается спутниками, и эта информация доступна всем капитанам. Тактическая ледовая разведка ведется вертолетами с ледоколов.

Ледовая проводка налагает особые требования на судно и на экипаж. Сейчас в Арктике, как правило, проводятся суда ледовых классов с опытными «ледовыми» моряками. Опыт Финского залива показывает, что даже тонкий лед вызывает массу проблем для экипажей без ледового опыта: механики не умеют или не желают управлять ЭУ в ручном режиме при ударах лопастей о льдины, рулевые – держаться близко к ледоколу и т.д.

Можно сказать, что для обычного торгового судна лучше пройти по чистой воде во много раз большее расстояние, чем идти в битом льду.

В настоящее время накоплен опыт проводки судов размерности до афрамакса, то есть двт 120 тыс тонн, длина 250-300м, ширина 40м, осадка 15м. Традиционные трассы СМП располагаются близко к отмелому берегу, в т.ч. по глубинам 20-30 м. При возможном таянии льдов откроются более высокоширотные трассы, которые и короче, и доступны для судов с большей осадкой.

3. Что такое СМП с экономической точки зрения

Грузопоток СМП – это экспорт нефтепродуктов и никеля, арктический каботаж (в основном в интересах нефтегазовиков и Норникеля), северный завоз и транзитное плавание судов по трассе. Практически вся российская грузовая база сосредоточена в западном секторе СМП.

Нефть и газовый конденсат. Нефтепродукты отгружаются через терминалы Варандей, Харасавэй и будущее Приразломное. Везутся в Мурманск танкерами усиленного ледового класса двт 70 тыс тонн, дальше перегружаются на более крупные танкеры и по чистой воде везутся потребителю. Навигация круглогодичная. Рейсы обеспечиваются собственными портовыми ледоколами нефтяников, а зимой, как правило, одним линейным атомным ледоколом.
Выполнены также экспериментальные рейсы по доставке газового конденсата на восток, в Азию. Танкеры шли под проводкой двух атомных ледоколов. Объявлено о великом коммерческом успехе.

Сжиженный природный газ (СПГ) В 2016 НОВАТЭК планирует построить на Ямале завод по сжижению природного газа. С вывозом СПГ ожидаются большие проблемы, т.к. танкеров СПГ ледового класса пока не существует. Рассматриваются варианты строительства завода на побережье Баренцева море, т.е. уже за пределами СМП. Вывозить СПГ в Азию можно будет только после исчезновения льдов в Арктике.

Никель и грузы Норникеля Никель отгружается в Дудинке на Енисее, следует в Роттердам или Гамбург. Навигация круглогодичная (перерыв 1 месяц на ледоход на Енисее). Летом большая часть грузов снабжения Норникеля следует не по трассам СМП, а по Енисею с перегрузкой на ЖД в Красноярске. Норникель имеет собственные сухогрузы ледового класса, но для стабильной и ритмичной работы зимой нуждается в поддержании канала на Енисее мелкосидящим атомным ледоколом (Таймыр и Вайгач).

В 2010 выполнен экспериментальный рейс с никелем в Китай без ледокольной проводки. Объявлено о коммерческом успехе и о дальнейшем развитии этого варианта. Однако в 2011 выполнен опять же один рейс. Причина очевидна: арктические сухогрузы Норникеля слишком малы и слишком дороги для длинных рейсов, где арктическая часть невелика. Вроде бы ведется строительство нового судна специально для рейсов на восток.

Северный завоз По большому счету, из этого понятия сейчас исключены нефтегазовики Ямала и Норникель (они возят свое сами круглогодично), так что остаются берега Восточной Сибири. По объемам это много меньше, чем в советское время.

Транзит. Сладкое слово для чиновников Минтранса, почему-то сулящее золотые горы. Обычно приводятся цифры, что путь из Китая в Мурманск через СМП занимает 20 дней, в то время как через Суэцкий канал – 35 дней, а трасса Роттердам – Йокогама сокращается на треть (в милях). Однако никто не ходит челноком между Роттердамом и Йокогамой, типичный сервис включает несколько азиатских портов и несколько европейских. Так что реальный выигрыш в расстоянии будет меньше.

Что касается Мурманска и портов Северной Европы, то реален вывоз нашей и норвежской руды в Китай. Первые рейсы сделаны в 2010-2011, но, конечно, большая часть груза идет традиционным путем. Еще СМП пригоден для перегона судов в восточном либо западном направлении.

Для грузовладельцев выбор или невыбор СМП зависит от сборов за проход и возможности страховки. Сборы устанавливаются директивно, поскольку ФГУП Атомфлот заведомо убыточно. Со страховкой дела постепенно поправятся, как только наберется статистика своевременных безаварийных проводок.

Примечание: еще наши чиновники, говоря о СМП, любят поминать злых пиратов, караулящих суда на южном маршруте. Но мы ведь не будем повторять ерунду за ними.

Всего в 2011 транзитом проследовало 830 тыс. тонн груза, 34 судна, из которых 11 в балласте. Это много меньше пропускной способности трассы, практически каждый проход судна – это отдельный «проект», начинавшийся с «поиска клиента» и «продажи».
Были такие экзотические проводки, как доставка авиакеросина из Кореи в Гавр.

4. Изменение площади льдов
Далее все данные из доклада об изменении климата на территории РФ, 2008 г. Арктическая часть доклада подготовлена в ААНИИ.
http://www.aari.ru/resources/m0035/CD_climate_2008/v2008/htm/1.htm

См. также карты льдов ЕСИМО http://www.aari.ru/odata/_d0015.php?mod=1

Площадь морского льда в Арктике сокращается. Средняя скорость изменения в 20 веке была равна -55 тс. км^2/10 лет. При этом периоды ускоренного таяния сменялись периодами роста:
1900-1918 +169 тыс. км2/10 лет
1918-1939 -200 тыс. км2/10 лет
1939-1968 +25 тыс. км2/10 лет
1968-1999 -121 тыс. км2/10 лет

В 21 веке процесс таяния ускорился.

[57K]


Резкое падение вниз за последние годы - видимо, флуктуация, и локальный минимум достигнут в 2008.

Помимо площади, уменьшается и средняя толщина льдов, и количество многолетнего льда.

С 2008 года в течение одного-трех месяцев (август, сентябрь, октябрь) имеется свободный ото льда проход по Северному Морскому Пути. Под ледокольной проводкой навигация длится с конца июня по конец ноября.

В ближайшие годы можно ожидать свободного плавания по СМП летом, и с ледокольной проводкой в течение 8 месяцев. Есть теоретическая возможность круглогодичной навигации, но она потребует усилий всех ледоколов. Возможно, через 30 лет бОльшая часть Арктики освободится ото льда совсем.

5. Обеспечение
Про атомные ледоколы уже говорилось – к 2018 их останется 2, причем ни одного мелкосидящего для Енисея. Практически наверняка можно утверждать, что новый атомный к этому времени построен не будет. Впрочем, сейчас в самое тяжелое время
с работой в Арктике успешно справляются 1-2 атомных ледокола, 2 в это время проходят плановый ремонт, 1 возит туристов и 1 в последние годы работает в Финском заливе.

Так что для бесперебойной работы (с учетом ремонтов) в нынешних ледовых условиях достаточно 4 атомных ледоколов (2 мелкосидящих). Поскольку ожидается потепление, то хватит и 2 атомных.

Гидрографическое обеспечение СМП страдает: новые крупнотоннажные суда и изменение ледовой обстановки требуют промера новых трасс. Пока в этой области ведутся только разговоры.

6. Экология
Пока уязвимость биологической системы Арктики никак не отражается в требованиях к судоходству. Арктика не включена в особые зона МАРПОЛ, у России нет средств для ликвидации разливов нефти и т.д. Тут нужна как законодательная деятельность, так и ресурсы.

5. Выводы

1 . Северный Морской Путь – российская трасса, и должна развиваться РФ в интересах российской экономики. Усилия должны быть сосредоточены не на привлечении транзита, а на упрощении работы нефтяников-газовиков и пр.

2. В текущих условиях главным делом является обеспечение работ в западном секторе Арктики. Это не совсем СМП, но арктическое судоходство должно работать там. Нефтегазовые проекты идут с большим скрипом и на грани убыточности.

3. Транзит через СМП перейдет из категории кунсштюков в реальность только когда не будет требовать мощных ледоколов.

4. Если льды Арктики через 40 лет растают, то северным путем будет перевозиться довольно много грузов из АТР в Европу и наоборот. Россия не будет участвовать в этом грузопотоке никак. Ни согласия не спросят, ни хабов не построят.

5. Дождемся, пока лед растает, тут-то будет наконец и Приразломное, и Барвенково, и Штокманн.

6. Пока лед не растаял, нужно озаботиться о защите Арктики от разливов нефти. Когда растает, проблемы будут совсем другие, и о волосах можно будет не плакать.

С уважением, Николай.