От Николай Поникаров
К All
Дата 06.04.2012 13:35:45
Рубрики Современность; Флот;

Северный Морской Путь - состояние и перспективы

День добрый.

Раз пошла такая пьянка, даю информацию по Северному Морскому Пути. В дискуссию о геополитике и патриотизме вступать не буду, сразу предупреждаю.

1. Что такое Северный Морской Путь с юридической точки зрения.

Правовой статус СМП определяется законами РФ (155-ФЗ от 1998 и др.) и "Правилами плавания по СМП" 1990 года: Северный морской путь - расположенная во внутренних морских водах, территориальном море (территориальных водах) или экономической зоне РФ, прилегающих к северному побережью РФ, его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы, крайние пункты которых ограничены на западе Западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллельно 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы.

СМП объявлен внутренним водным путем РФ, по нему запрещается проход судов под иностранными флагами (на каждый рейс иностранное судно должно получать отдельное разрешение через МИД и Минтранс). Все суда, российские и иностранные, следующие СМП, должны предварительно пройти специальную сертификацию и взять на борт ледового лоцмана. Суда платят сбор за ледовую и лоцманскую проводку.

Разумеется, никакими международными соглашениями такой статус СМП не подтверждается. На данный момент другие страны соглашаются с ним только потому, что без российского обеспечения идти СМП невозможно или невыгодно.

Примечание: границы экономзоны РФ, шельфа, полярных владений СССР и т.п. не имеют значения в вопросе о следовании судов СМП.

В настоящее время разрабатываются проекты закона, упорядочивающего судоходство по СМП. Они, как правило, включают положения о свободном проходе иностранных судов, об обязательной сертификации и уплате навигационных сборов.


2. Что такое СМП с морской точки зрения

Главная особенность СМП – холод и лед (с уважением, К.О.). Наиболее благоприятные месяцы – с августа по сентябрь, когда вся трасса может быть свободна ото льда. Ледовые условия на трассе изменяются от года к году, и могут сильно различаться на разных участках СМП. Так, в сентябре 2007 вся трасса СМП была свободна ото льда, кроме района м. Челюскин, где к в самому припаю подступили тяжелые многолетние льды.

Суда следуют как самостоятельно, так и под проводкой ледокола. Стратегическая ледовая разведка в настоящее время обеспечивается спутниками, и эта информация доступна всем капитанам. Тактическая ледовая разведка ведется вертолетами с ледоколов.

Ледовая проводка налагает особые требования на судно и на экипаж. Сейчас в Арктике, как правило, проводятся суда ледовых классов с опытными «ледовыми» моряками. Опыт Финского залива показывает, что даже тонкий лед вызывает массу проблем для экипажей без ледового опыта: механики не умеют или не желают управлять ЭУ в ручном режиме при ударах лопастей о льдины, рулевые – держаться близко к ледоколу и т.д.

Можно сказать, что для обычного торгового судна лучше пройти по чистой воде во много раз большее расстояние, чем идти в битом льду.

В настоящее время накоплен опыт проводки судов размерности до афрамакса, то есть двт 120 тыс тонн, длина 250-300м, ширина 40м, осадка 15м. Традиционные трассы СМП располагаются близко к отмелому берегу, в т.ч. по глубинам 20-30 м. При возможном таянии льдов откроются более высокоширотные трассы, которые и короче, и доступны для судов с большей осадкой.

3. Что такое СМП с экономической точки зрения

Грузопоток СМП – это экспорт нефтепродуктов и никеля, арктический каботаж (в основном в интересах нефтегазовиков и Норникеля), северный завоз и транзитное плавание судов по трассе. Практически вся российская грузовая база сосредоточена в западном секторе СМП.

Нефть и газовый конденсат. Нефтепродукты отгружаются через терминалы Варандей, Харасавэй и будущее Приразломное. Везутся в Мурманск танкерами усиленного ледового класса двт 70 тыс тонн, дальше перегружаются на более крупные танкеры и по чистой воде везутся потребителю. Навигация круглогодичная. Рейсы обеспечиваются собственными портовыми ледоколами нефтяников, а зимой, как правило, одним линейным атомным ледоколом.
Выполнены также экспериментальные рейсы по доставке газового конденсата на восток, в Азию. Танкеры шли под проводкой двух атомных ледоколов. Объявлено о великом коммерческом успехе.

Сжиженный природный газ (СПГ) В 2016 НОВАТЭК планирует построить на Ямале завод по сжижению природного газа. С вывозом СПГ ожидаются большие проблемы, т.к. танкеров СПГ ледового класса пока не существует. Рассматриваются варианты строительства завода на побережье Баренцева море, т.е. уже за пределами СМП. Вывозить СПГ в Азию можно будет только после исчезновения льдов в Арктике.

Никель и грузы Норникеля Никель отгружается в Дудинке на Енисее, следует в Роттердам или Гамбург. Навигация круглогодичная (перерыв 1 месяц на ледоход на Енисее). Летом большая часть грузов снабжения Норникеля следует не по трассам СМП, а по Енисею с перегрузкой на ЖД в Красноярске. Норникель имеет собственные сухогрузы ледового класса, но для стабильной и ритмичной работы зимой нуждается в поддержании канала на Енисее мелкосидящим атомным ледоколом (Таймыр и Вайгач).

В 2010 выполнен экспериментальный рейс с никелем в Китай без ледокольной проводки. Объявлено о коммерческом успехе и о дальнейшем развитии этого варианта. Однако в 2011 выполнен опять же один рейс. Причина очевидна: арктические сухогрузы Норникеля слишком малы и слишком дороги для длинных рейсов, где арктическая часть невелика. Вроде бы ведется строительство нового судна специально для рейсов на восток.

Северный завоз По большому счету, из этого понятия сейчас исключены нефтегазовики Ямала и Норникель (они возят свое сами круглогодично), так что остаются берега Восточной Сибири. По объемам это много меньше, чем в советское время.

Транзит. Сладкое слово для чиновников Минтранса, почему-то сулящее золотые горы. Обычно приводятся цифры, что путь из Китая в Мурманск через СМП занимает 20 дней, в то время как через Суэцкий канал – 35 дней, а трасса Роттердам – Йокогама сокращается на треть (в милях). Однако никто не ходит челноком между Роттердамом и Йокогамой, типичный сервис включает несколько азиатских портов и несколько европейских. Так что реальный выигрыш в расстоянии будет меньше.

Что касается Мурманска и портов Северной Европы, то реален вывоз нашей и норвежской руды в Китай. Первые рейсы сделаны в 2010-2011, но, конечно, большая часть груза идет традиционным путем. Еще СМП пригоден для перегона судов в восточном либо западном направлении.

Для грузовладельцев выбор или невыбор СМП зависит от сборов за проход и возможности страховки. Сборы устанавливаются директивно, поскольку ФГУП Атомфлот заведомо убыточно. Со страховкой дела постепенно поправятся, как только наберется статистика своевременных безаварийных проводок.

Примечание: еще наши чиновники, говоря о СМП, любят поминать злых пиратов, караулящих суда на южном маршруте. Но мы ведь не будем повторять ерунду за ними.

Всего в 2011 транзитом проследовало 830 тыс. тонн груза, 34 судна, из которых 11 в балласте. Это много меньше пропускной способности трассы, практически каждый проход судна – это отдельный «проект», начинавшийся с «поиска клиента» и «продажи».
Были такие экзотические проводки, как доставка авиакеросина из Кореи в Гавр.

4. Изменение площади льдов
Далее все данные из доклада об изменении климата на территории РФ, 2008 г. Арктическая часть доклада подготовлена в ААНИИ.
http://www.aari.ru/resources/m0035/CD_climate_2008/v2008/htm/1.htm

См. также карты льдов ЕСИМО http://www.aari.ru/odata/_d0015.php?mod=1

Площадь морского льда в Арктике сокращается. Средняя скорость изменения в 20 веке была равна -55 тс. км^2/10 лет. При этом периоды ускоренного таяния сменялись периодами роста:
1900-1918 +169 тыс. км2/10 лет
1918-1939 -200 тыс. км2/10 лет
1939-1968 +25 тыс. км2/10 лет
1968-1999 -121 тыс. км2/10 лет

В 21 веке процесс таяния ускорился.

[57K]


Резкое падение вниз за последние годы - видимо, флуктуация, и локальный минимум достигнут в 2008.

Помимо площади, уменьшается и средняя толщина льдов, и количество многолетнего льда.

С 2008 года в течение одного-трех месяцев (август, сентябрь, октябрь) имеется свободный ото льда проход по Северному Морскому Пути. Под ледокольной проводкой навигация длится с конца июня по конец ноября.

В ближайшие годы можно ожидать свободного плавания по СМП летом, и с ледокольной проводкой в течение 8 месяцев. Есть теоретическая возможность круглогодичной навигации, но она потребует усилий всех ледоколов. Возможно, через 30 лет бОльшая часть Арктики освободится ото льда совсем.

5. Обеспечение
Про атомные ледоколы уже говорилось – к 2018 их останется 2, причем ни одного мелкосидящего для Енисея. Практически наверняка можно утверждать, что новый атомный к этому времени построен не будет. Впрочем, сейчас в самое тяжелое время
с работой в Арктике успешно справляются 1-2 атомных ледокола, 2 в это время проходят плановый ремонт, 1 возит туристов и 1 в последние годы работает в Финском заливе.

Так что для бесперебойной работы (с учетом ремонтов) в нынешних ледовых условиях достаточно 4 атомных ледоколов (2 мелкосидящих). Поскольку ожидается потепление, то хватит и 2 атомных.

Гидрографическое обеспечение СМП страдает: новые крупнотоннажные суда и изменение ледовой обстановки требуют промера новых трасс. Пока в этой области ведутся только разговоры.

6. Экология
Пока уязвимость биологической системы Арктики никак не отражается в требованиях к судоходству. Арктика не включена в особые зона МАРПОЛ, у России нет средств для ликвидации разливов нефти и т.д. Тут нужна как законодательная деятельность, так и ресурсы.

5. Выводы

1 . Северный Морской Путь – российская трасса, и должна развиваться РФ в интересах российской экономики. Усилия должны быть сосредоточены не на привлечении транзита, а на упрощении работы нефтяников-газовиков и пр.

2. В текущих условиях главным делом является обеспечение работ в западном секторе Арктики. Это не совсем СМП, но арктическое судоходство должно работать там. Нефтегазовые проекты идут с большим скрипом и на грани убыточности.

3. Транзит через СМП перейдет из категории кунсштюков в реальность только когда не будет требовать мощных ледоколов.

4. Если льды Арктики через 40 лет растают, то северным путем будет перевозиться довольно много грузов из АТР в Европу и наоборот. Россия не будет участвовать в этом грузопотоке никак. Ни согласия не спросят, ни хабов не построят.

5. Дождемся, пока лед растает, тут-то будет наконец и Приразломное, и Барвенково, и Штокманн.

6. Пока лед не растаял, нужно озаботиться о защите Арктики от разливов нефти. Когда растает, проблемы будут совсем другие, и о волосах можно будет не плакать.

С уважением, Николай.

От Эвок Грызли
К Николай Поникаров (06.04.2012 13:35:45)
Дата 08.04.2012 15:04:51

Re: Северный Морской...

>Возможно, через 30 лет бОльшая часть Арктики освободится ото льда совсем.

Годах в 30х тоже было потепление и тоже присматривались к освоению северов, ага. И даже в популярной литературе оно отражено - Волька с Хоттабычем не просто так в круиз по Арктике плавали.
А потом потепление закончилось.
И сейчас уже встречаются заголовки типа "похолодание вызвано глобальным потеплением"...

От tramp
К Николай Поникаров (06.04.2012 13:35:45)
Дата 07.04.2012 16:12:35

Re: Северный Морской...

>Так что для бесперебойной работы (с учетом ремонтов) в нынешних ледовых условиях достаточно 4 атомных ледоколов (2 мелкосидящих). Поскольку ожидается потепление, то хватит и 2 атомных.
Если будет потепление, то весьма вероятно с работой могут справится и неатомные ледоколы, учитывая совершенствование обводов, тем более атомные нужны при больших толщинах льда - порядка 2.5м и более, а в них грузовым судам не очень хорошо в любом случае, так что если восточный сектор будет сравним с западным, то дизельники смогут и в нем работать, о чем вы и сами пишите ниже.
>Транзит через СМП перейдет из категории кунсштюков в реальность только когда не будет требовать мощных ледоколов.

с уважением

От alexio
К Николай Поникаров (06.04.2012 13:35:45)
Дата 07.04.2012 00:14:14

Re: Северный Морской...

>3. Транзит через СМП перейдет из категории кунсштюков в реальность только когда не будет требовать мощных ледоколов.

В вашем тексте нет тому доказательства. А между тем природные богатства севера вполне доказаны. Цена на углеводороды уверенно растет, их количество в недрах уверенно падает. Выгодность эксплуатации СМП с ледоколами со временем будет только повышаться из-за повышения стоимости сырья.

Ну и глобальное таяние льдов на всем севере - сильно натянутое предположение. Про среднюю температуру данные уже приводились - осталось узнать зависимость от нее площади ледового покрова.

От Николай Поникаров
К alexio (07.04.2012 00:14:14)
Дата 07.04.2012 14:09:29

Re: Северный Морской...

День добрый.

>>3. Транзит через СМП перейдет из категории кунсштюков в реальность только когда не будет требовать мощных ледоколов.
>
>В вашем тексте нет тому доказательства. А между тем природные богатства севера вполне доказаны. Цена на углеводороды уверенно растет, их количество в недрах уверенно падает. Выгодность эксплуатации СМП с ледоколами со временем будет только повышаться из-за повышения стоимости сырья.

Транзита требует вывоз в Китай и вообще в АТР следующих "природных богатств севера": норвежский железнорудный концентрат, мурманский апатитовый концентрат и другие руды, нефть и газоконденсат с месторождений в Баренцевом море и на Ямале.

С одной стороны, вышеназванные источники не являются чем-то уникальным и необходимым для Китая. Например, нефть и газоконденсат Китай может получать (и получает) из Сибири, Индонезии, Австралии, Персидского залива. Доставка нефти из Брунея стоит гораздо дешевле, чем из Арктики. С другой стороны, Китай и вообще АТР не является единственным потребителем "природных богатств севера": нефть нужна и Европе, и США, да и самой России.

Пока Северный Морской путь во льдах, он не будет достаточно дешев и надежен для конкуренции с тропическими трассами той же примерно длины. Если возможно прекращение навигации хотя бы на месяц, то сразу требуются огромные хранилища для нефти, страхование потребителя от срыва поставок и т.д. Зачем воевать с географией? Нефть из Арктики нужно везти на Запад (и в Россию), а для АТР есть ВСТО и Сахалин.

>Ну и глобальное таяние льдов на всем севере - сильно натянутое предположение.

Это не предположение, а тенденция. Хотя за прогноз на 50 лет никто не поручится, конечно.

> Про среднюю температуру данные уже приводились - осталось узнать зависимость от нее площади ледового покрова.

Дык в чем проблема - сядьте и узнайте. Ученые не одну статью на эту тему написали, утрите всем нос.

С уважением, Николай.

От alexio
К Николай Поникаров (07.04.2012 14:09:29)
Дата 07.04.2012 17:58:24

Re: Северный Морской...

>Доставка нефти из Брунея стоит гораздо дешевле, чем из Арктики. С другой стороны, Китай и вообще АТР не является единственным потребителем "природных богатств севера": нефть нужна и Европе, и США, да и самой России.

Согласен, с потребителями не все просто. Но во первых - у разного рода Брунеев запасы нефти достаточно малы (
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%8B_%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B8_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0), а во вторых в целом в мире давно говорят о превышении добычи над разведкой (сокращение запасов, рост цены), в третьих перспектива разведки новых месторождений на севере одна из самых интересных. Это только про ресурсы. Но есть же еще и просто транспортные потоки. Например из Китая в северную европу и наоборот. А если вспомнить, что транзит даст всего лишь часть доходов от СМП, а основное - внутреннее потребление ресурсов севера и завоз товаров обратно, то перспективность СМП становится еще интереснее.

>Пока Северный Морской путь во льдах, он не будет достаточно дешев и надежен для конкуренции с тропическими трассами той же примерно длины. Если возможно прекращение навигации хотя бы на месяц, то сразу требуются огромные хранилища для нефти, страхование потребителя от срыва поставок и т.д. Зачем воевать с географией? Нефть из Арктики нужно везти на Запад (и в Россию), а для АТР есть ВСТО и Сахалин.

Да, здесь нужно считать. Из расчетов все что я знал - минимальный грузопоток в 10-15 миллионов тонн. То есть раз в 20 больше, чем сейчас. Не знаю откуда насчитан прогноз в 100-150 милионов тонн, но такой прогноз был. Принципиальна одна тенденция - ресурсы будут нарастать (разведываться) именно на севере, а на юге - сокращаться. Плюс цена их будет расти. Поэтому перспектива кажется реальной.

>Дык в чем проблема - сядьте и узнайте. Ученые не одну статью на эту тему написали, утрите всем нос.

Узнал:
http://www.yugopolis.ru/news/science/2012/03/07/31048/nasa-klimat-globalnoe-poteplenie-arktika

Даже если предположить скорость сокращения по 15% (как в статье) от современного уровня, то за 50 лет будет сокращено 75% ледового покрова. Так что для полной очистки арктики нужно дополнительное потепление.

От tramp
К alexio (07.04.2012 00:14:14)
Дата 07.04.2012 10:49:59

Re: Северный Морской...

>В вашем тексте нет тому доказательства.
в ваших постах за последнее время вообще ничего нет, кроме предположений

От alexio
К tramp (07.04.2012 10:49:59)
Дата 07.04.2012 12:03:11

Re: Северный Морской...

>в ваших постах за последнее время вообще ничего нет, кроме предположений

За то у автора есть данные, может поделится.

От Strannic
К alexio (07.04.2012 12:03:11)
Дата 07.04.2012 13:48:14

А вы на какую разведку работаете? (-)


От Chestnut
К alexio (07.04.2012 00:14:14)
Дата 07.04.2012 01:17:14

Re: Северный Морской...

>>3. Транзит через СМП перейдет из категории кунсштюков в реальность только когда не будет требовать мощных ледоколов.
>
>В вашем тексте нет тому доказательства. А между тем природные богатства севера вполне доказаны. Цена на углеводороды уверенно растет, их количество в недрах уверенно падает.

Как минимум насчёт количества мнение очень ошибочно


'Бій відлунав. Жовто-сині знамена затріпотіли на станції знов'

От Zanuda
К Николай Поникаров (06.04.2012 13:35:45)
Дата 06.04.2012 20:18:46

Свободный ото льда проход, это свободный проход кораблей ПРО.

Если никто официально не признал нашего права на контроль СМП. Так?

От alexio
К Zanuda (06.04.2012 20:18:46)
Дата 07.04.2012 00:08:52

А как иначе ? (-)


От Евгений Путилов
К Николай Поникаров (06.04.2012 13:35:45)
Дата 06.04.2012 16:28:13

по поводу светлого будущего, когда льды растают.

Доброго здравия!


>2. Нефтегазовые проекты идут с большим скрипом и на грани убыточности.
>4. Если льды Арктики через 40 лет растают, то северным путем будет перевозиться довольно много грузов из АТР в Европу и наоборот. Россия не будет участвовать в этом грузопотоке никак. Ни согласия не спросят, ни хабов не построят.
>5. Дождемся, пока лед растает, тут-то будет наконец и Приразломное, и Барвенково, и Штокманн.

Не факт, что с освобождением Арктики от льда и резким потеплением у нефтегазовых проектов не возникнет еще больше проблем, чем сейчас.
Уже на нынешнем этапе понятие "вечная мерзлота" исчезло, уступив место "многолетней мерзлоте". Глобальное потепление на тех болотных грунтах с низкой высотой относительно уровня моря вызовет массу проблем: не будет той вечной мерзлоты, на которой все строится и стоит. Не будет трасс-"зимников". Уровень вод подымется - берег не узнаем. А поскольку в местах интенсивной добычи газа уже и сейчас имеет место проседания грунта, то дальше этот процесс может интенсифицироваться. Так что не совсем ясно, как там те хабы строить в случае чего. Ведь на памяти человечества вроде бы не было аналогичного процесса, чтобы представить себе весь спектр возможностей и проблем, которые возникнут.

С уважением, Евгений Путилов.

От Евгений Путилов
К Евгений Путилов (06.04.2012 16:28:13)
Дата 06.04.2012 17:30:18

вот еще оценка возможных изменений в Арктике в случае таяния льдов

пишет профессор Гаврилов заведующий кафедрой геологии РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

"Запасы газа в месторождениях Ямала только по сеноманскому комплексу оцениваются более чем в 10 трлн. м3. Однако их разработка чревата серьезными экологическими последствиями. Рельеф Ямала очень низкий - несколько метров над уровнем моря. Поэтому при разработке залежей неизбежно проседание земной поверхности, что повлечет за собой затопление низменной суши полуострова. Таяние при этом вечной мерзлоты, что также неизбежно при отечественных технологиях, усугубит экологические последствия. Так что если начнется разработка газовых залежей полуострова, то уже через 10 –15 лет он превратится в остров, а в дальнейшем станет частью арктического шельфа".

От Паршев
К Евгений Путилов (06.04.2012 16:28:13)
Дата 06.04.2012 16:34:09

Трассы-зимники они как бы не на мерзлоте, а зимой

как например трасса между Архангельском и Северодвинском несколько лет назад.

От Bokarev Alexandr
К Паршев (06.04.2012 16:34:09)
Дата 06.04.2012 16:50:48

Re: Трассы-зимники они...

Вы путаете разные вещи.
Одно дело - укатанная по снегу, лежащему поверх твёрдого грунта, зимняя дорога, как в Архангельской области.
Большинство таких дорог проезжаемо и летом - но с бОльшим трудом из-за отсутствия нормального покрытия, мостов и прочей инфраструктуры. Укатанный снег эти недостатки в некоторой степени скрывает. Такие дороги постепенно заменяются более-менее нормальными круглогодичными магистралями.

Другое - временная дорога, намораживаемая поверх замерзшей болотистой тундры, как где-нибудь в ЯНАО. Срок существования таких дорог в условиях более короткой и тёплой зимы будет сокращаться, а заменить их нормальной круглогодичной магистралью невозможно в принципе.

От Паршев
К Bokarev Alexandr (06.04.2012 16:50:48)
Дата 06.04.2012 17:09:39

Re: Трассы-зимники они...

>Вы путаете разные вещи.

Это не я путаю, а Вы вместет с ув.Евгением Путиловым.


>Большинство таких дорог проезжаемо и летом

Вы, видимо, по таким не ездили

>Другое - временная дорога, намораживаемая поверх замерзшей болотистой тундры, как где-нибудь в ЯНАО.

Если по дороге ездят летом, то это не зимник.


> Срок существования таких дорог в условиях более короткой и тёплой зимы будет сокращаться,

нынешнее глобальное потепление - это 0,6 град +- 0,15 град, в следующие 50 лет - ещё примерно столько же (если будет). Вы знаете, какие зимние температуры в ЯНАО? Да и летние?

От Архивариус
К Паршев (06.04.2012 17:09:39)
Дата 06.04.2012 17:49:32

А, что летом они лесом зарастают?

>>
>Если по дороге ездят летом, то это не зимник.


>>

"Дороги", которые зимники зимой", остаются и летом. Только сроки прохождения таких "дорог" совершенно иные (скажем если по зиме 70-километровую трассу проскакиваешь часа за 3-4, то летом, иной раз, выходит и часов 17), да и техника тоже (по зимнику и на "тазиках" и на "седанках" можно проскочить, летом только "танкетка", либо "Беларусь").

От mpolikar
К Архивариус (06.04.2012 17:49:32)
Дата 06.04.2012 18:11:22

мне приходилось ездить по "зимнику"

по которому летом - только на лодке.
Хатанга, однако.

>"Дороги", которые зимники зимой", остаются и летом.

От Архивариус
К mpolikar (06.04.2012 18:11:22)
Дата 06.04.2012 18:59:35

Re: мне приходилось...

>по которому летом - только на лодке.
>Хатанга, однако.

>>"Дороги", которые зимники зимой", остаются и летом.

Да, тоже вариант

От Николай Поникаров
К Паршев (06.04.2012 17:09:39)
Дата 06.04.2012 17:25:50

Глобальное потепление

День добрый.

>нынешнее глобальное потепление - это 0,6 град +- 0,15 град, в следующие 50 лет - ещё примерно столько же (если будет).


[68K]



Данных по мезлоте в докладе нет.

С уважением, Николай.

От Паршев
К Николай Поникаров (06.04.2012 17:25:50)
Дата 06.04.2012 18:10:12

Re: Глобальное потепление

>День добрый.

>>нынешнее глобальное потепление - это 0,6 град +- 0,15 град, в следующие 50 лет - ещё примерно столько же (если будет).
>
>
>[68K]

Проще говоря (оттуда же): "Климатические изменения в России

По данным наблюдений российских метеостанций, среднегодовая температура воздуха в России выросла за последние 100 лет на 1 ºС (что значительно выше, чем в среднем по миру), из них 0,4 ºС – только за последнее десятилетие 20 века".

При этом изящный финт: опорные данные - это данные метеостанций, которые были 100 лет назад - сейчас все они находятся в пределах мегаполисов и крупных городов и меряют местное повышение температуры. Как например Московская метеостанция в Тимирязевском районе - температура в Москве выше подмосковной на 2-3 градуса минимум.



>Данных по мезлоте в докладе нет.

>С уважением, Николай.

От Евгений Путилов
К Паршев (06.04.2012 17:09:39)
Дата 06.04.2012 17:12:17

Re: Трассы-зимники они...


>
>нынешнее глобальное потепление - это 0,6 град +- 0,15 град, в следующие 50 лет - ещё примерно столько же (если будет). Вы знаете, какие зимние температуры в ЯНАО? Да и летние?

Я, как бы, работал в ЯНАО три года. Думаю, что понимаю, о чем говорю.

От Паршев
К Евгений Путилов (06.04.2012 17:12:17)
Дата 06.04.2012 17:23:15

Re: Трассы-зимники они...


>
>Я, как бы, работал в ЯНАО три года. Думаю, что понимаю, о чем говорю.

Ну так и зачем же пишете про "исчезновение трасс-зимников"?

От Евгений Путилов
К Паршев (06.04.2012 17:23:15)
Дата 06.04.2012 17:31:35

Re: Трассы-зимники они...


>>Я, как бы, работал в ЯНАО три года. Думаю, что понимаю, о чем говорю.
>
>Ну так и зачем же пишете про "исчезновение трасс-зимников"?

Потому как в Архангельском крае и в Мурманской области я не был. И что там зимники немножко не то, по чем ездили мы - не знаю.

От ARTHURM
К Николай Поникаров (06.04.2012 13:35:45)
Дата 06.04.2012 16:21:04

А с Северо Западным проходом как сейчас обстоят дела?

США признали за Канадой право на контроль за ним?
И построили ли канадцы стационарную ГАС для недопущения американских подлодок в проход?

С уважением

От ttt2
К ARTHURM (06.04.2012 16:21:04)
Дата 07.04.2012 00:00:47

Там экономии с Панамским каналом мало

Если возить скажем из Ванкувера в Св Лаврентия разницы мало

>С уважением
С уважением

От Николай Поникаров
К ARTHURM (06.04.2012 16:21:04)
Дата 06.04.2012 16:55:52

да вроде так же, как с СМП

День добрый.

Полностью вскрывался ото льда в 2007 и 2008. Судоходства нет, т.к. нет грузопотока.

Канада выражает недовольство американскими ПЛ, дальше дело не движется.

С уважением, Николай.

От PK
К Николай Поникаров (06.04.2012 13:35:45)
Дата 06.04.2012 15:59:34

Наконец стало ясно..

... зачем России стада авианосцев:

>4. Если льды Арктики через 40 лет растают, то северным путем будет перевозиться довольно много грузов из АТР в Европу и наоборот. Россия не будет участвовать в этом грузопотоке никак. Ни согласия не спросят, ни хабов не построят.


Спасибо за интересное чтение!