От Kalash Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 06.12.2004 20:33:27 Найти в дереве
Рубрики WWI; Версия для печати

Кто самый крутой в Первую мировую

На этот вопрос меня навело прочитанное в книге канадского солдата.
"Я не англичанин, и я не очень то задумывался о них до войны. Я считал их более-менее не очень стоящими. Хватило меньше чем год, чтобы убедиться, что англичане стоят очень многого.
Английский солдат очень непринужден. Традиционная формальность и чепорность Англии не более чем традиция. Ничего этого нет в окопах. Там есть дисциплина, строгая дисциплина между солдатами и офицерами. Между ними существует отчетливое уважение и отчетливо видимая дружба, которая никогда, впрочем не опускается до фамильярности.
Между английскими офицерами и солдатами существует сильное чувство. И это чувство было подтверждено много раз, когда офицеры жертвовали своей жизнью, что бы спасти подчиненных, когда рядовой проходил через Ад, что бы спасти раненного коммандира.
Английский солдат, и когда я говорю английский, я имею в виду Уэльсский, Шотландский или Ирландский, сохраняет за собой право на "ворчание". Он ворчит относительно всего, большого или маленького, что не имеет жизненно важного значения в ситуации... Он ворчит, когда надо чистить пуговицы, он ворчит еще громче, когда его обмотки превращаются в лохмотья, и когда чай слишком горячий.
Но когда у Томми кончаются патроны, когда ему грозит окружение, когда он полу-парализован бомбардировкой, когда он буквально, на последнем рубеже, когда полоска холодной стали, единственное, что стоит между ним и смертью - тогда Томми улыбается, тогда он отпускает шутки. Без заботы о себе, без рисовки он встречает любое безнадежное положение.
Он улыбается, когда загоняет последний патрон в ствол, он ухмыляется, когда ломается штык и он бросается в бой с кулаками..."

Вот что я прочитал из статьи "Лесной бой Кавказской стрелковой дивизии" где то в Прибалтике.
"Моральное состояние солдатской массы было подавленно- озлобленным, однако дисциплина держалась, случаев неисполнения приказа и отказа от работ не было. ВЕРЫ в командный состав, в особенности высший и старший, не было.
Унтер-офицерский состав в основном состоял из кадровых бойцов, участвовавших в боях с начала войны, многие были неоднократно ранены и награждены. К младшему офицерскому составу унтер-офицеры относились НЕДОВЕРЧИВО.
Война среди офицерского состава было достаточно популярнаЮ но настроение тем не менее, вследствие ОТСУТСТВИЯ ДОВЕРИЯ к высшему и старшему командному составу быо подавленное. В конечный успех русской армии не верили и возлагали надежду на союзников.
Отношения между офицерами военного времени и кадровыми были весьма натянутыми и часто обострялись, доходя до открытой розни"

Неудивительно, что российская армия поддалась разложению после Февральской революции. Французы тоже имели случаи неповиновения и бунтов. С итальянцами тоже все ясно. О немецких, австрийских и турецко-болгарских войсках говорить не приходится-они проиграли. Американцы пришли в самом конце, не успев сполна хлебнуть окопной жизни. Остаются британские Томми, как наиболее стойкие и выносливые солдаты этой Великой войны. Кстати еще из мемуаров канадского солдата о немецких солдатах.
"Нет никакого сомнения, что германский солдат - хороший солдат. Он хорош в атаках и если бы он не сделал неслыханные вещи жестокости-им можно было бы восхищаться как боевой машиной. Но есть участок в котором мы, Союзные солдаты, оставляем его в грязи. Поговорите с любым, кто был там и он скажет вам то же самое. Германский солдат не стоек в рукопашной. Он не любит штыковой бой. В момент когда он видит блеск штыков, он трусит и просит пощады.
Германский штык грозное оружие. Это его владелец, который не может его использовать. Я, например, не помню ни одного случая, когда товарищь был бы ранен вражеским штыком..."