От Макс Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 22.10.2003 08:53:31 Найти в дереве
Рубрики Флот; Артиллерия; Версия для печати

Вопросы по 2 тому "Истории отечественного судостроения"

Здравствуйте!

Некоторое время назад читал ИОС. И вот какие вопросы возникли:

1. Адмирал Лихачев в 1888 году писал: "Корабельные инженеры... построят какой угодно корабль... когда им будет сказано, какой корабль желают иметь. Но вот тут-то и является обыкновенно настоящее "смешение языков". Какие именно корабли нужны для военнх целей страны - этого никто твердо не знает и знать это, по-видимому, ничьей специальной обязанностью не составляет".
Вопрос: А чья это обязанность сегодня? (А. Никольский как-то собирал вопросы какому-то нашему военно-морскому начальнику, я это спросил, но что-то ответа не заметил)

2. В судостроительной программе 1903 - 1922 гг. основным типом корабля считался ЭБР. При этом его водоизмещение (проектное) увеличивалось до 16600 т., но сохранялись существующие ГК: 2*2 - 305 мм и скорость - 18 уз.
Если учесть, что проектное водоизмещение ЭБР типа "Бородино" было 13500 т., то спрашивается: на что собирались поиратить дополнительные 3100 тонн - неужто только на усиление средней артиллерии?

3. На протяжени всего тома (второго) прямо стон стоит по поводу того, что после перевода корабля на достройку от завода в порт (из Петербурга в Кронштадт или из Николаева в Севастополь) все резко усложняется и замедляется.
А для чего нужен этот перевод, почему нельзя до конца достраивать корабль на заводе?

4. Написано, что с началом РЯВ управляющий Морским министерством Ф.К. Авелан предписал "безотлагательно организовать экстренные работы по скорейшей достройке" четырех ЭБР типа "Бородино" (пятый - "Славу" - в список не включили). В Примечании написано, что: "возможно, средства пошли на приобретение "экзотических крейсеров" вместо достройки "Славы"".
Что за "экзотические крейсера"? Раз деньги на них израсходовали, значит "Ниссин" и "Кассуга" не подходят, ИМХО

5.Про башенные установки ЭБР типа "Полтава". Написано, что французская конструкция башен "с циллиндрическими вертикальными стенами и опасно открытой амбразурой... явно уступала конструктивно более простым и надежным башням английского типа, собиравшимся из плоских плит".
А что, разве на английских кораблях того времени не циллиндрические башни?

6. Про БпКр "Жемчуг" и "Изумруд". При постройке учитывали опыт "Новика". В результате запас водоизмещения был быстро исчерпан и в ноябре 1902 инспектор кораблестроения Н. Е. Титов отмечал, что невозможно "идти дальше в направлении загрузки этих судов и так уже поткрявших главное качество "Новика", т. е. скорость..." С другой стороны, написано, что предложение Макарова, высказанное им уже по пути в Порт-Артур снять с крейсера главную кормовую машину с соответствующим числом котлов и за счет этого резкко усилить вооружение "нашло понимание и не было реализовано только из-за недостатка времени".
То есть Макаров предлагал еще больше загрузить крейсера и, следовательно, еще снизить скорость и лишить корабли их главного преимущества? И с этим согласились?

7. Про БпКр типа "Диана" и пушки Барановского. Написано, что 64-мм пушки Барановского были установлены на мостике.
На чем установлены? Они, что, не только десантные, а могли и в бою стрелять?А на других кораблях?

8. Про плавательный ценз. В приложении написано, что "предложение о предварительном накоплении служебного и профессионального опыта для последующего продвижения по службе трактовалось в пользу ... тех, чьей карьере содействовали родственники. Ценз был отменен после русско-японской войны".
А что плохого в цензе?

Заранее спасибо.

С уважением, Макс