|
От
|
СОР
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
28.08.2003 21:58:55
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Как ведется ограниченная война (привет из 60-х)
КАК ВЕДЕТСЯ ОГРАНИЧЕННАЯ ВОЙНА Дж. Томпкинс
(рекомендуется офицеров, генералов и адмиралов)
Когда президент Кеннеди создавал войска специального назначения («зеленые береты») ' и поднял шум в Пентагоне вокруг партизанской войны, он поддерживал тот вид военных действий, который был хорошо известен в США еще до того, как они стали единым государством. Разница между американским колонистом, сражавшимся двести лет назад, и солдатом Вьетконга заключается в том, что сейчас добавился политический элемент2. И тот и другой применяли методы партизанской борьбы, но цели у них были различны. Когда американская армия во время второй мировой войны вступала в европейские и азиатские страны, она была вынуждена устанавливать военное управление, чтобы заполнить вакуум, образовавшийся в результате крушения гражданской власти. Многие виды деятельности, входившие в компетенцию военной администрации, находят применение в небоевых операциях противоповстанческих кампаний.
Как партизаны, так и те, кто борется против партизан, проводят политику кнута и пряника. Партизаны обещают крестьянину землю, честное правительство и конец иностранного владычества — все, что ему хочется услышать. Чтобы успешно противодействовать такой тактике, противники партизан должны обещать политические уступки, аграрную реформу и большие выгоды, которые население получит при устойчивом правительстве. В то же время противники партизан должны эффективно использовать и «кнут» н форме военных действий против партизан и для защиты населения от террора.
Не скупясь на обещания, партизаны часто получают преимущество перед своими противниками. Правительства слаборазвитых стран нередко бывают бездеятельными. Кроме того, простые решения, содержащиеся в коммунистических лозунгах, обычно обладают большей притягательной силой, чем более сложные планы правительства. Обещаниям партизан следует противопоставить реальную программу гражданских мероприятий с ощутимыми экономическими выгодами.
В военном отношении обещания тоже надо подкреплять действиями. Партизаны сами могут отколоться от движения, если его перспективы начнут представляться безнадежными.
Проблема командования в противоповстанческой войне очень сложна. Поскольку война происходит в чужой стране, США обычно не остается иного выбора, как предоставлять материальные средства, которые могут быть истрачены понапрасну, или давать советы, которые могут не приниматься во внимание. Статус советника, как показал наш опыт во Вьетнаме, ставит офицера в весьма невыгодное положение. Ему приходится особенно трудно из-за недостатка хорошо обученных туземных офицеров, а такая обстановка преобладает во многих слаборазвитых странах. Успех американских советников во Вьетнаме служит ярким свидетельством их способности оказывать влияние, не имея власти. Это все равно, что учить кого-нибудь обращению со спиннингом, никогда не держав его в руках. Немногие способны на это.
Самым легким решением проблемы командования было бы взять в свои руки непосредственное руководство ведением ограниченной войны, либо путем назначения американских офицеров командирами туземных частей, либо путем ввода в бой наших вооруженных сил. Но это не решает вопроса о верховном командовании, и, по всей вероятности, страна, которой США помогают, будет возражать против того, чтобы во главе стояли американцы, если только не возникнет угроза поражения. В некоторых случаях ввод в действие американских войск может вызвать аналогичные ответные меры и с другой стороны.
В Корее эта проблема была решена потому, что организацию отпора вторжению возглавила ООН(1). Ли Сын Май мог согласиться на назначение верховным главнокомандующим американского генерала без ущерба для своего престижа. И в ходе войны успешно применялось включение корейских солдат во многие американские армейские части. Может быть, следовало бы снова испытать такой метод. Полезно было бы также подумать о тактике посылки «добровольцев» для участия в ограниченных войнах. Центральное разведывательное управление, разумеется, применяет такую тактику, нанимая гражданских летчиков для проведения своих тайных операций от Конго до Вьетнама. Перед вступлением во вторую мировую войну США неофициально поощряли участие «летающих тигров» в войне против Японии на стороне Китая.
Хотя маневр с «добровольцами» никого не может обмануть, он допускает умеренное вмешательство без открытого вовлечения регулярных войск.
Проект «Эджайл»
Большая часть исследовательских работ в области партизанской войны сосредоточена в проекте «Эджайл», претворенном в жизнь в конце 1961 года во время лихорадочного развития обычных вооруженных сил президентом США. Проект «Эджайл» обусловлен следующим фактором: мобильность решает все в войне в джунглях, однако в поисках новых ответов на очень старые вопросы создатели проекта сильно отклонились от этой проблемы. Чтобы дать работающим над проектом большую свободу действий, его включили в сферу деятельности Управления перспективного планирования научно-исследовательских работ (АРПА). АРПА предназначено для исследования проблем, которые не входят в компетенцию ни одного из видов вооруженных сил или относятся более чем к одному виду. Оно занимается главным образом проблемами обороны против баллистических ракет (проект
---------------------
(1) Используя машину голосования, Соединенным Штатам Америки удалось протащить в Совете безопасности ООН незаконную резолюцию, рекомендовавшую странам — членам ООН послать свои войска против КНДР под началом американского командования и под флагом ООН. — Прим. ред.
---------
«Дифендер»), обнаружения ядерных испытании (прбеКт «Вела») и химией ракетного топлива. Кроме того, в ведении АРПА находится область исследовательской работы, именуемая «конфликты в отдаленных районах», где и нашел свое место проект «Эджайл». Очевидно, что партизанская война не совсем подходит под определение «не входящей в компетенцию» армии, но шум, поднятый вокруг противоповстанческих действий, вышел ла пределы одного вида вооруженных сил. К тому же американское правительство считало изучение этого вопроса настолько важным, что хотело застраховаться от урона, который мог быть нанесен предвзятыми взглядами военных на способы ведения войны(1).
Проект «Эджайл» пытается перебросить мост через пропасть, разделяющую потребности в вооружении туземных армий, борющихся с партизанскими восстаниями, и требованиями американских вооруженных сил. Приступив к этому делу, работающие над проектом указали на проблему, которая еще не была разрешена и даже не получила широкого признания: оружие для борьбы с партизанами должно быть простым, легким и безотказным.
Одной из проблем, стоящих перед теми, кто требует специального вооружения и снаряжения для военных действий партизанского типа, является традиционное презрение офицеров регулярной .армии к отборным, или специальным, войскам. Ветераны второй мировой войны помнят о подвигах диверсионных групп морской пехоты, «мародеров» Меррилла, первого соединения специального назначения, английских «коммандос» и других подобных частей. Многие помнят, что эти части постоянно имели неприятности от начальства из-за пренебрежения общими правилами, незнания обычной тактики и приверженности к необычному оружию. Когда вторая мировая вой-па кончилась, регулярные войска взяли реванш. Специальные боевые части были либо расформированы, либо
-------------------
(1) Чтобы но уступать АРПА, сухопутные войска США претворяют в жизнь собственный проект исследования проблем ограниченной войны. Этот проект под названием «Провост» (первоочередные задачи научно-исследовательской работы для обеспечения боевых действий во Вьетнаме) имеет целью ускорить разработку краткосрочных проектов для Вьетнама. «Провост» включает такие предметы, как легковесная броня для защиты тела, приборы для ночного видения, специальные гранатометы и однозарядные огнеметы разового действия. — Прим. автора.
---------------------
отодвинуты па задний план. Часто военнослужащим этих Частей запрещалось носить в общественных местах некоторые виды обмундирования (например, береты или ботинки для парашютистов).
Вновь появившийся интерес к партизанским военным действиям как будто породил обратную тенденцию, однако большинство высших военных чинов не изменили своего мнения. Они считают, и не без основания, что любого солдата можно научить воевать так, как требуется. К тому же специальные, или отборные, воинские части влияют на моральное состояние солдат регулярной армии, у которых может сложиться мнение, что им предстоит выполнять всю грязную работу, тогда как слава достанется другим.
Из этого рассуждения следует, что если любой солдат может бороться с партизанами, то ему не требуется для этого специального вооружения или снаряжения. Такая точка зрения имеет свои положительные стороны, ибо, если широко распространять специальные виды вооружения и снаряжения, можно легко потерять над ними контроль. Но дело в том, что эта точка зрения связана с другой, далекой от реальности. Это страсть к стандартизации оружия. В ходе всякой войны создаются те или иные виды специального оружия, а существующие виды оружия приспосабливаются для выполнения определенных задач. Никто не считает, что винтовки, автоматы, карабины и легкие пулеметы могут быть взаимозаменяемыми. Однако в мирное время военные начинают сокрушаться о том, что требуются боеприпасы разного калибра и что возникает проблема запасных частей для разных видов вооружения. Это порождает стремление создать многоцелевое оружие, предназначенное для одновременного выполнения множества различных задач.
Подобного рода проект привел к созданию после второй мировой войны винтовки М-14, которая подвергалась резкой критике. В то время ее навязывали как ружье, призванное заменить все виды ручного оружия с прикладом — винтовку, карабин, автомат и автоматическую винтовку. Формально так и получилось в Соединенных Штатах. Но во Вьетнаме, где солдатам приходится воевать, а не теоретизировать, применялось все «замененное» оружие, а винтовка М-14 не использовалась до тех пор, пока не высадилась морская пехота. (Американские советники, вьетнамцы, американские воздушнодесантные и авиа, мобильные войска предпочитают легкую, хотя и нестан дартную винтовку AR-15.)
Кроме всего прочего, проект «Эджайл» служит отличным испытательным полигоном для всевозможного вооружения и военного снаряжения, хотя его стараются показать общественности отнюдь не с этой стороны. Несмотря на упорное сопротивление военных, он еще может убедить Пентагон, что дивизию, действующую в дельте Меконга ', незачем оснащать так, словно она собирается воевать в Западной Германии. Если проект «Эджайл» сможет облегчить бремя и повысить мобильность наших войск во всех районах, он совершит чудо.
Однако подвижность в ограниченной войне означает нечто большее, чем алюминиевые винтовки и необычного вида машины, способные преодолевать рисовые поля. Она означает мобильность как в стратегическом, так и в тактическом смысле, то есть способность перебрасывать войска в любой пункт земного шара и в любое время, когда это потребуется. Стратегия, рассчитанная на ведение войны силами стратегической авиации, приводила к тому, что всякий раз, когда кризис требовал использования сухопутных войск, имел место острый недостаток средств для их переброски.
Когда США вступили в корейскую войну, в Японии находились четыре армейские дивизии. Необходима была срочная помощь — чтобы замедлить наступление северо-корейцев на юг полуострова. Армия перебросила по воздуху на фронт оперативную группу, но было так мало транспортных самолетов, что в состав этой группы вошли только две пехотные роты и артиллерийская батарея.