|
От
|
СОР
|
|
К
|
СОР
|
|
Дата
|
29.08.2003 03:53:57
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Удобные мишени
. УДОБНЫЕ МИШЕНИ
Вопреки пессимистическому взгляду генерала Лимея, бывшего начальника штаба ВВС США (по его мнению, вертолеты нельзя использовать в бою), многие считают, что в будущем рассказ о боевых действиях мелких подразделений выглядел бы примерно так.
«Дело было на рассвете. Солдаты, охранявшие командный пункт, отдыхали. Кругом не слышно было никаких звуков, кроме пения птиц и жужжания насекомых. Вдруг жужжание перешло в сухое хлопанье, воздух содрогнулся от разрывов ракет...»
Если бы у этих солдат был хронометр, они с изумлением отметили бы, что со времени, когда были услышаны шумы первого вертолета, до момента, когда они оказалисъ прикопанными к земле огнем, прошло всего минута и сорок пять секунд.
Цену такой внезапности и ее потрясающего эффекта русские поняли давно. Лет двенадцать назад, когда США использовали несколько вертолетов для эвакуации раненых с фронта в Корее, Советы демонстрировали иностранным военным наблюдателям, как с помощью вертолетов захватывать объекты. Десять лет назад в Советском Союзе было уже налажено массовое производство вертолетов ЯК-25. Этот вертолет, который в США прозвали «лошадью», мог перевозить шестнадцать человек, «джип» и легкую полевую пушку. В США вертолет примерно такого же типа появился только в 1962 году. Другими словами, Советы признали значение вертолетов и стали применять их по меньшей мере на десять лет раньше нас.
В Советском Союзе уже тогда понимали, как мы понимаем это сейчас, что воздушная мобильность означает первый большой скачок в области маневрирования на поле боя со времени изобретения двигателя внутреннего сгорания. До последнего времени большинство американских военных рассматривали подобные летательные аппараты лишь как ненадежные заменители грузовых машин. Теперь на вещи смотрят в новом свете, и поэтому в дивизии нового типа грузовые машины по возможности заменяют вертолетами и самолетами. Первый шаг в направлении развития подлинно воздушной мобильности был сделан в 1965 году, когда была сформирована 1-я аэромобильная дивизия. В боевой состав дивизии входило 434 самолета, которые могли поднять 15 787 человек с полным снаряжением, включая 1600 грузовых машин и «джипов». Во время корейской войны в дивизии было примерно столько же людей и вдвое больше автомашин, но она имела только 19 самолетов.
Машины, применявшиеся при испытаниях воздушной мобильности, пока еще не являются принципиально новыми по конструкции. Это вертолеты различных типов, легкие разведывательные самолеты и грузовые транспортные самолеты, способные взлетать и садиться с очень коротким разбегом и пробегом. Новым является способ использования этих машин. Например, вертолеты выполняют задачи наземного транспорта со скоростью воздушных перевозок. Редко поднимаясь выше деревьев и часто летая на очень небольшой высоте, вертолеты доставляют солдат на поле боя и перебрасывают их из одного района в другой. Они могут вести огонь из пулеметов и 20-мм пушек, обстреливать противника ракетами и противотанковыми снарядами и ставить мины.
Способный взлетать и садиться почти повсюду, летать в группе и маскироваться, прижимаясь к земле, вертолет гораздо менее уязвим и хрупок, чем считают. Используемый в качестве боевой машины, он вносит в тактику и организацию изменения, которые сейчас весьма смутно представляют даже приверженцы вертолета. Впервые в истории пехотинец по-настоящему освобождается от препятствий, встречающихся на пути. Имея вертолеты, аэромобильная дивизия может не обращать внимания на холмы, реки, минные поля, овраги, грязь, проволочные заграждения, болота и прочие препятствия. Она перескочит их.
По словам одного из американских военных специалистов, самое важное состоит в «способности новой дивизии перевернуть вверх дном проблему естественных препятствий. Поднимаясь в воздух, новая дивизия обнаруживает, что большая часть естественных препятствий работает на нее. Значение этого преимущества трудно переоценить».
Подлинно аэромобильные войска не только решают проблему препятстврш; они коренным образом меняют обычную тактику. Им незачем пытаться ввести в заблуждение противника относительно времени и места переправы через реку — они могут перелететь через нее в самом неожиданном месте. Вместо длительной артиллерийской подготовки атаки вертолеты могут забросать противника ракетами за несколько секунд до высадки. Нет надобности ждать отступления, чтобы заминировать дороги и взорвать мосты. Это можно сделать заблаговременно, так как они не нужны для переброски аэромобильных войск.
Скорость передвижения аэромобильной воинской части, составляющая в настоящее время от 130 до 160 км к час, позволяет ей оборонять участок на очень широком фронте. Эти части способны быстро переместиться, чтобы противодействовать Прорыву в любом пункте. При разработке одного тактического учения было принято, что отдельная аэромобильная дивизия в подвижной обороне может занимать 85 км по фронту. Это почти в три с половиной раза больше фронта обороны обычной пехотной дивизии. Английский военный теоретик и историк Лиддел Гарт говорит, что Веллингтону при Ватерлоо требовалось 12 500 человек на километр фронта. Ко времени гражданской войны в Америке это число сократилось до 7500, к 1915 году — до 2200, а теперь оно составляет около 600. Такое сокращение живой силы стало возможно в результате постепенного усиления огневой мощи, повышения мобильности и усовершенствования средств связи. Теперь концепция воздушной мобильности сразу сократила количество войск на километр фронта на две трети. Вот как мобильность «заменяет» живую силу.
Скептики указывают, что крупные операции с участием вертолетов во Вьетнаме не могли застигнуть противника врасплох: либо войска после высадки попадали в засаду, либо противника уже не оказывалось на месте. Но это свидетельствует лишь о том, что во вьетнамскую армию просочилось множество агентов противника. Когда соблюдалась секретность и район высадки определялся лишь после подъема вертолетов в воздух, удавалось проводить весьма успешные действия даже в масштабе взвода.