От Глеб Бараев Ответить на сообщение
К Дмитрий Кобзев Ответить по почте
Дата 26.08.2003 20:12:17 Найти в дереве
Рубрики Армия; 1917-1939; Версия для печати

Кое-что об официальных формулировках

>Глеб Бараев, скажем, считает, что "объявление состояния войны" не равно "объявление войны".
>В противовес этой точке зрения можно заметить, что первое - официальная формулировка, используемая в нотах (сравните например,
>"Советско-японская декларация о достижении соглашения о прекращении состояния войны между СССР и Японией, о восстановлении дипломатических и консульских отношений. 1956"
>"1944.09.05 Объявление правительством СССР состояния войны правительству Болгарии ", а второе - бытовая, используемая в публицистической и пр. литературе.

Прежде всего должен отметить, что Вы неверно трактуете мою точку зрения. Польское правительство в изгнании не объявило состояние войны, а константировало, что фактическое положение дел, связанное с вступлением советских войск на территорию Польши, следует признать состоянием войны, причем ответственность за развязывание войны возлагалась на советскую сторону.

Что же касается официальных формулировок, то призываю Вас быть последовательным: в дипломатии объявляются не только войны, но и их прекращение. Если бы польское правительство в изгнании действтиельно объявило бы войну СССР по всей форме, то при заключении польско-советского соглашения от 30 июля 1941 года (первый советско польский дипломатический акт после событий 1939 года), польское правительство было бы обязано заявить о прекращении войны с СССР. Между тем в тексте соглашения ничего подобного нет, все, что польская сторона сочла нужным заявить, это "Польша не связана никаким соглашением с какой-либо третьей страной, направленным против Советского Союза", на что советская сторона ответила признанием утратившими силу советско-германские договоры 1939 года, касавшиеся территориальных перемен в Польше.
Никаких заявлений о прекращении состояния войны сделано не было ни тогда, ни в последующих дипломатических актах. Следовательно, ничего в предшествующих заявлениях польского руководства нельзя считать объявлением войны СССР.