От realswat Ответить на сообщение
К gull
Дата 27.11.2013 12:03:16 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; ВВС; Версия для печати

Re: Заметки по...

>Здесь ситуация зеркальная июлю 1940 - по вашему критерию выходит, что Люфтваффе уже тогда имело превосходство в воздухе над Британскими прибрежными водами. Так за что же тогда оно боролось?;)

Давайте поработаем с терминами))

В советских словарях нашёл только "Господство в воздухе", определяемое как

положение в воздушном пространстве, при котором своим сухопутным войскам, военно-морскому флоту и авиации обеспечивается возможность успешного выполнения стоящих перед ними задач без организованного и серьезного противодействия противника с воздуха

Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов, Воениздат, М.:1958

НАТОвцы дают уже некую градацию
(словарь тут http://nsa.nato.int/nsa/zPublic/ap/aap6/AAP-6.pdf)

air supremacy - That degree of air superiority wherein the opposing air force is incapable of effective interference.

air superiority - That degree of dominance in the air battle of one force over another which permits the conduct of operations by the former and its related land, sea and air forces at a given time and place without prohibitive interference by the opposing force.

Рискну утверждать, что немцы летом 1940 г. добились superiority над Каналом (хотя добавка про "сухопутные и морские силы" делает мою позицию уязвимой:-))). Бились они за supremacy и над Каналом, и над Британией.

>Понятно, что союзники в 1943 имели перевес в силах над Люфтваффе, но условий для успешных действий ударных самолетов создано не было.

Ну как раз над побережьем at a given time and place действовали успешно. Я к тому, что вот это "определённое место и время" есть понятие размытое. Так же как и prohibitive interference by the opposing force. То есть попытки ввести чёткие определения не совсем удачны. И из этого вытекают проблемы планирования операций по завоеванию/поддержанию/реализации превосходства в воздухе.

Тем более, что и в помянутом выше советском словаре в статье "Завоевание господства в воздухе" есть удивительная оговорка:

Наличие господства в воздухе не исключает возможности внезапного сосредоточения превосходящих сил авиации противостоящей стороны в каком-либо ограниченном районе на непродолжительное время с целью обеспечения выполнения определённой задачи своими наземными войсками, флотом или авиацией.

>Согласен. Но вы же не думаете, что два крыла Бофайтеров были единственным противокорабельным средством Берегового командования?;) Да и истребители-бомбардировщики Истребительного командования действовали против немецкого судоходства не менее активно. Понятно, что воздействие на врага должно осуществляться всеми возможными способами т.к. от нескольких угроз защититься и сложнее и более ресурсоемко, чем от одной. Весь вопрос в распределении усилий. Основным недостатком мин всегда считалось, то, что достигаемый эффект является случайным и отложенным. Но если в любом случае речь идет о войне на истощение, то этот недостаток теряет значение. Т.е. имело смысл основной упор перенести на минную войну, а ударам с воздуха отвести вспомогательную роль. С соответствующим перераспределением ресурсов.

Насколько я понимаю, основная идея была в том, что топить транспорты лучше всего торпедами, поэтому и хотели использовать "бофайтеры".
У минного оружия есть ещё один недостаток, кроме упомянутых Вами - проблема контроля достигнутых результатов. В какой степени информация о результатах минной войны была доступна британцам по ходу дела?
Ну а задним числом, теоретически, можно предположить, что следовало сделать приоритетной целью "бофайтеров" тральщики. Реально же, несмотря на то, что тральщики входили в состав всех конвоев, под раздачу попадали в основном Vp - тральщики двигались впереди транспортов, Vp на флангах, их, соответственно, и "мочили", чтобы проложить дорогу торпедоносцам.