Сцена переодевания присутствует в поздних редакциях сказания.
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>День добрый
>>в общем дисковидный элемент.
>
>> http://www.knights.spb.ru/articles/text03.html
>-------
>понятно. такое Бренку не по должности, а по, пардон, баблу, могло быть положено :)) Т.е. он имел возможность заказать подобный доспех.
>>Ну по сказанию Дмитрий обменялся с Бренком доспехами.
>---------
>ИМХО сказка это, но пусть лучше Иван ответит.
В более ранних и производных от них, например списке Ундольского, этого момента нет - князь берет копье и булаву и первым съезжается с противником. В сказании из "Синопсиса" этот эпизод есть. В общем, этот эпизод присутствует в такн называемой ПРостранной Редакции.
В общем, есть принятая многими исследователями гипотеза, что этот момент - прямое заимствование из "Сказания об Александре" - довольно популярном литературном произведении 16-17 вв.
С точки зрения воинов и князей 14-го века такое переодевание бессмысленно и даже оскорбительно, поскольку выходит, что князб опасается драться в своем доспехе под своим стягом и подставляет под удар своего верного слугу. Так, к примеру, осмыслило этот рассказ кубло, написавшее "Всемирную историю в изложении "Сатирикона"". Доспехи князя не просто отличаются богатством, они узнаваемы, и отдать их кому-либо другому - это просто дико. Димитрий не раз участвовал в бою лично и не ясно, зачем бы ему сейчас устраивать такую сложную комбинацию.
Но если посмотреть с точки зрения книжника 16-17 вв, все становится понятнее. Последним русским Великим Князем, лично участвовавшим в сражении, был Василий Темный. После этого русские великие князья и цари могли присутствовать при армии, но лично в бой не вступали, да и оружием вряд ли владели - не царское это дело. Традиция эта прервалась только при Петре.
таким образом, с точки зрения монаха 16-17 вв участие руского царя (а Димитрия так называли вскоре после смерти) в битве - это что-то невероятное, тем более не ясно, как это допустили ближние слуги и бояре. Князь должен стоять под стягом, а не махать булавой. Однако факт участия в бою остается. И тогда книжник берет готовый эпизод из "Александра" и осмысливает его по своему: Великий Князь, желая участвовать в бою лично (это так красиво - собрал войско, привел на поле, поручил своим добрым воеводам, а сам беззвестно идет в первый ряд, вручая свою судьбу Богу), отдает свой великокняжеский доспех Бренку. Теперь русские воины будут видеть князя под великокняжеским стягом: не зря упоминается, что Димитрий велел держать хоругвь над Бренком. Сам князь отправляется в передний ряд под видом просто знатного рыцаря, чтобы отвести душу.