>Зимняя война показала неподготовленность ВВС к работе в реальных полевых и боевых условиях,отсутствие простейшего взаимодействия даже внутри ВВС.
Ну для этого и воевать не надо было, и так было известно :)
>Схема противодействия бомбардировочной авиации,
А какие там проблемы противодействовать истребителями бомбардировщикам? У нас 6 ИАК тоже успешно немцам противодействовал, когда те Москву захотели побомбить.
>массированное использование своих истребителей,
6 ИАК тоже массированно свои истребители использовал. Для этого надо только истребители иметь.
>наращивание сил в воздухе
Я бы не сказал что англичане применяли какое-то хитрое "наращивание" там, у нас точно так же как и у них штаб поднимал больше сил при приближениии больших групп самолётов.
>Даже на нем было чему поучиться.
Чему?
>Зная ЛТХ техники противника можно разработать рекомендации по ее уничтожению. >Вспомни рассказки про "бронированный" Ю-88.
И какой "секретный" приём можно было придумать? :)
Было два пути:
1) Улучшить стрековую подготовку летчиков
2) Усилить вооружение.
Ни для того, ни для другого немецкие самолёты не нужны были.
Да и не продавали немцы нам Ю-88 вроде.
>Это элементарное незнание техники противника. а ведь его купили еще в 1940 году, если память не изменяет. И путать ДБ-3ф с Хе-111, Пе-2 с Ме-110, а тем более свои Ер-2 долбить - это от незнания матчасти своей и противника.
Так достаточно свою технику было учить :)
Немецкая для этого не нужна - хватит фотографий :)
>Уязвимые места машин, обзор из кабин, простота/сложность пилотирования, маневренность, разгонные характеристики...
Это всё было бы интересно знать на 109Ф - но наши даже о существовании такого самолёта представления не имели, куда уж там такие подробности :)
Ме-109е был изучен и против него готовились Яки, Миги, Лагги.
Маневренность и так далее - это знать хорошо, но знать тактику противника намного полезнее.
В реале вопрос стоял намного проще:
Удар в рельс возвестил о конце перекура. Начались занятия по тактике. Проводил их командир эскадрильи. Мы уже знали: если занятия ведет Жизневский, проверка будет основательная. [13]
Капитан вытащил из планшета справочник и аккуратную тетрадь с записями.
— Младший лейтенант Гичевский, расскажите нам о «сто девятом».
Гичевский, обычно спокойный и немногословный, не раз уже отвечавший на этот вопрос, поднял глаза к потолку и завел монотонным голосом:
— «Мессершмитт — сто девять» с мотором Даймлера-Бенца в тысячу семьдесят лошадиных сил развивает максимальную скорость пятьсот семьдесят километров в час.
Скороговоркой Павел перечислил другие характеристики немецкого истребителя и умолк.
— Это все? — спросил Жизневский.
Гичевский молчал. Капитан заглянул в справочник и поднял младшего лейтенанта Яковлева.
— О чем не сказал Гичевский?
— Следует добавить, что «мессершмитт» — свободно несущий моноплан, а его посадочная скорость — сто двадцать километров в час.
— Все?
— Теперь все.
— А длина?
— Виноват, — поправился Яковлев, — длина восемь метров семьдесят шесть сантиметров.
За задним столом громко заспорили Сдобников и Крейнин. Раздался смешок.
Командир эскадрильи недовольно посмотрел на «галерку».
— Лейтенант Крейнин, в чем преимущество нашего истребителя перед «мессершмиттом»?
— В двух крыльях и в маневренности, — не задумываясь выпалил тот.
— Я вас серьезно спрашиваю, товарищ лейтенант.
— Я вам серьезно отвечаю, товарищ командир. Если на нашем истребителе повредят одну плоскость, в запасе останется три, а у «мессершмитта» — только полкрыла.
Крейнин отвечал так невозмутимо, что по его лицу нельзя было понять, смеется он или говорит всерьез.
Мы молчали, поглядывая то на командира эскадрильи, то на Крейнина.
— Товарищ командир, разрешите? — вскочил Дементьев и затараторил: [14]
— Основное преимущество «чайки» перед «мессершмиттом» заключается в скорострельности и секундном залпе в триста семьдесят граммов как основном факторе, важном для победы в бою.
— Совершенно верно, — резюмировал Жизневский. — В мире нет скорострельнее нашего оружия.
— Большая скорострельность, — не унимался Дементьев, ободренный похвалой командира, — увеличивает вероятность попадания. Дал очередь перед носом противника, он и вскочит в сноп огня.
Сейчас над таким ответом летчики хохотали бы до упаду. А ведь большинство из нас именно так и представляло тогда победу в бою: длинная очередь по противнику, лобовая атака — это считалось основным арсеналом тактических приемов.
По рукам ходили затертые до дыр газеты и журналы, в которых описывались, неотразимые лобовые атаки известных наших летчиков, воевавших в небе Испании и на Халхин-Голе. Для нас это были непревзойденные примеры героизма.
Вспоминая сейчас то время, удивляешься, как примитивно мы изучали тактику! О противнике мы не знали ничего. В каких боевых порядках летают немецкие самолеты? Как они атакуют цели, ведут воздушные бои? Представление обо всем этом было самое что ни на есть смутное.
А групповой воздушный бой? Я, например, отвечал Жизневскому на этот вопрос так:
— Групповой воздушный бой проводится двумя группами. Скоростные истребители «И-16» ведут бой на вертикалях в верхнем ярусе. Мы же на «чайках», как более маневренные, деремся внизу на виражах или боевых разворотах.
Боев со скоростными истребителями мы никогда не проводили и знали о них опять-таки по слухам да по событиям в Монголии.
Каждый считал своим долгом высказать собственное мнение о воздушном бое. Некоторые, например, полагали, что успех боя зависит главным образом от умения резко пилотировать самолет. Особенно об этом любили поговорить Дементьев и Тетерин.
Летчики знали, что ни тот, ни другой не умеют хорошо пилотировать в зоне, самолета побаиваются, и не [15] очень-то прислушивались к их разглагольствованиям. А Хархалуп — тот прямо рубил с плеча: подобную теорию, говорил он, могут проповедовать только трусы, а настоящий летчик обязан выжимать из истребителя все, на что тот способен.
Простейшего понимания не было, а не каких-то "магических" наставлений в 1000 страниц, которые летчиков бы заставили учить наизусть.
Никакие наставления радиостанций на каждом самолёте, которые были у немцев, и которых не было у нас не заменят, хоть тресни.
>Да просто насколько сидение пилота удобно, когда задница болеть начинает, и что видит стрелок бомбера из своей кибитки и насколько пулемет повернуть сможет
>Это и есть опыт, но уже не боевой, а эксплуатации
Сектора обстрела знать конечно хорошо, остальное - нафиг не нужно.