Люди и авиация; Авиатехника; Сайт `airforce.ru`; 1936-1945 гг.;
Re: Интервью Василия...
БАРДОВ: 10 мая 1941 г. истребительные полки были передислоцированы в летние лагеря:
- 122-й ИАП перелетел к границе на аэродром возле
д. Новы Двyр, в 7-10 км западнее Гродно (сейчас это первый, ближайший населенный пункт на территории Польши, если из Гродно ехать к границе по дороге ведущей на юго-запад – В.Б.),
- 127-й ИАП - на восток от Скиделя, в район д. Лесище,
- 16-й СБАП по словам Долгушина «так и остался стоять в г. Желудке», но на самом деле перешел на полевой аэродром у д. Черлена.
БАРДОВ: не так давно я получил от КОСТИ_ЦАМО
отксеренную копию его выписки в РГВА из "Описание аэродромов и посадочных площадок участка 11-й САД" на 26.12.40 года» (РГВА, ф.35074, оп.1, д.36, лл.362-410). Там имеется «аэродром Новы-Двур - "3-4 км севернее Нв.-Двур,
53-41 с.ш., 23-38 в.д.; размер 1 х 1 км. Помещения штаба можно иметь в г.дв. Бобра-Велька. Может быть использован как посадочная площадка для самолетов связи и разведчиков" (такая информация в этом документе по всем аэродромам)».
БАРДОВ: "А где и как вы жили в лагерях"?
ДОЛГУШИН: «В палатках на краю аэродрома».
БАРДОВ: «Да, но вы же офицеры были»!
ДОЛГУШИН: «Ну и што?! В палатках все».
БАРДОВ: «И как солдаты жили?!»
ДОЛГУШИН: «Все в палатках по 6 человек».
БАРДОВ: «А когда «рабочий день» заканчивался вы как офицеры могли пойти куда-то за пределы части по своим делам»?
ДОЛГУШИН: «Ну а куда там пойти?! Если пройти 1,5 км до станции Новы Двур»…
БАРДОВ: С.Ф. видимо имеет в виду, что тогда там была ж/д станция. Сейчас ее и самой железной дороги там вроде нет, по крайней мере на атласе Гродненской обл. А с нашей стороны эта ж/д ветка говорят была разобрана лет 30 назад и сейчас на ее месте автодорога – В.Б.).
ДОЛГУШИН: «…там был клуб.
Но (за неделю – В.Б.) так налетаешься, что думаешь: черт с ним, с этим клубом»!
БАРДОВ: «А скажем в Гродно в увольнительные не пускали (тем паче что до окраины современного города было всего около 7-10 км)»?
ДОЛГУШИН: «Нет, нет».
БАРДОВ: «Даже офицеров»?!
ДОЛГУШИН: «Да некогда было! Мы летали чуть ли не каждый день»!
БАРДОВ: «Включая субботу и воскресенье»?!
ДОЛГУШИН: «Ну, в воскресенье был выходной, а в субботу – летали.
Я начал войну имея налет 240 часов, это за 1940-1941 г. Летал: высоту освоил, строй, маршрут, ночь и (Макаров) тоже самое».
БАРДОВ: «А как по наземным целям вас учили работать? Что представляли собой тренеровки «работы по наземным целям – как у вас это было? На истребителях по наземным целям вас учили «работать»»?
ДОЛГУШИН: «Да».
БАРДОВ: «А что это представляло собой»?
ДОЛГУШИН: «Бывало так:
- подвесные баки одевались,
- уходишь, по маршруту идешь,
- на высоту на «потолок»,
- оттуда спускаешся,
- заходишь на полигон,
- отстрелялся из пушек,
- а потом – по конусу из пулеметов
- и садишся».
БАРДОВ: «Интересно, а где ваш полигон был»?
ДОЛГУШИН: «На северо-востоке г. Лида была какая-то площадка. А в Новом Дворе – тоже самое, севернее какая-то поляна была, недалеко – километра 2,5.