От Serge Turchin Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 13.04.2004 11:55:39 Найти в дереве
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Книжка Маслова про И-180 И-185

Ну, в общем, прочитал я эту книку. Увы, ничего принципиально неожиданного я в ней не обнаружил. Хотя это скорее всего из-за того, что темой И-180 и И-185 я интересуюсь очень давно.

Например нет новых материалов или аргументированных выводов по-поводу причины аварии Прошакова - все-таки огрехи устойчивости самолета или ошибка пилотирования. То же самое и про аварию с поломкой шасси у Супруна.


Что там хорошо описано - прослежены все модификации И-180 и И-185, включая виды И-180-1, -2 и -3, подробно расписаны модификации Е-3 - Е-7, И-185 с различными моторами М-90/81/82/71, прослежена история каждого экземпляра. Приведены (по-моему) впервые чертежи И-185/M-81. Неожиданно скудно освещена история серии И-180 на 21 заводе. К сожалению, ничего нового не написано про историю испытаний И-180 - такое впечатление, что в Родионове на эту тему информации несколько больше. В списке литературы есть очень много ссылок на архивные отчеты по испытаниям, к сожалению каких-то принципиально новых сведений или больших цитат оттуда в тексте книги нет.

В общем добротная, достаточно полная, почти энциклопедическая статья по этим темам, без особых политических предустановок и лирики, переходящей в передергивания и подтасовки как у Гугли, например.

Можно сказать, что тема, фактически, закрыта.

Несколько портят впечатление иллюстрации скорости и скороподъемности самолетов в виде фигурок самолетиков и кривых, явно надуманных и неправильных. Видимо это сделано с оглядкой на массового читателя, но этот способ даже понимающего о чем речь способен ввести в заблуждение.

Приведенные схемы самолета окончательно ставят точку в вопросе о копировании моторамы И-185 на Лавочкиных. Не было этого.