От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К Экзот Ответить по почте
Дата 24.07.2003 18:21:42 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Авиатехника; Сайт `Моделизм на airforce.ru`; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Re: Як-9Т(Танковый), Як-9К...

Удивительно, из пустого места такую ветку вздуют, что ох...
Название получил от "тяжеловооруженный" - тяжелый.
Источник сам Яковлев в своих записках.
Оттого что какой-то там Билл Ганстон назвал его "анти-танк" вычитав у Шаврова все поехало шурша ;с) Известно же - "по японски лучше всего говорит японец". Так что всех закордонщиков вычеркиваем. Украинцев думаю (пока) можно оставить :))

Вот поглядел по такому случаю в:
Развитие авиационной науки и техники в СССР: Историко-технические очерки. М.: Наука, 1980.

И что занятно, ни Яковлев ни Нудельман в тексте не делают различия между Як-9 с 37-мм и Як-9 с 45-мм. А ведь еще полумифический Як-9 с 57-мм каноном можно вспомнить

главы написаны указаными авторами.

А. С. Яковлев
САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ
Як-9 появился на фронте в период Сталинградского сражения. На этих самолетах ставились сначала двигатели ВК-105ПФ (1240 л. с.), а затем ВК-107А (1650 л. с.). Скорость полета Як-9 достигала соответственно 605 и 700 км/ч. Успешно действовали не только против самолетов противника, но и по наземным целям истребители Як-9Т с 37- и 45-миллиметровыми пушками. Когда началось наступление советских войск, для их поддержки потребовалось увеличить дальность полета истребителей. Так появились Як-9Д и Як-9ДД с дальностью 1400 и 2200 км и разведчики Як-9Р.

А. Э. Нудельман, А. Е. Богораз
АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
На вооружение в 1942 г. была принята НС-37, более технологичная, показавшая лучшие данные по надежности, габаритам, весу, скорострельности. Боекомплект в ней состоял из бронебойно-зажигательно-трассирующих и осколочно-зажигательно-трассирующих снарядов. Бронебойные снаряды предназначались для поражения наземных бронированных целей, осколочные — для воздушных. Последние были снабжены головным взрывателем. Попадания одного снаряда пушки НС-37 практически было достаточно для уничтожения самолета. Бронебойный снаряд с расстояния 200 м пробивал 50-миллиметровую броню.
Основные характеристики пушки НС-37 были высокими. Американская пушка М-4 того же калибра, появившаяся несколько позже, уступала ей по всем показателям. НС-37 имела более тяжелый снаряд со значительно большей начальной скоростью и почти вдвое большую скорострельность. Она устанавливалась на истребителях ЛаГГ-3 и Як-9Т в развале блоков мотора (стрельба велась через втулку винта) и на штурмовике Ил-2 под крыльями [45].
Создание мощной скорострельной 37-миллиметровой авиапушки НС-37 в разгаре войны сыграло большую роль в завоевании господства в воздухе. Вот отрывки из отзывов, присланных конструкторам после появления на фронте самолетов с пушками НС-37:

«Пушка НС-37 зарекомендовала себя как безотказное и грозное оружие. Достаточно попадания одного снаряда, и самолет противника падает отдельными обломками на землю. В эксплуатации пушка проста, мало загрязняется, не имеет задержек в стрельбе, отлично показала себя в боях...
Командир 133 иап майор Товсташай».

«Весь личный состав части благодарит конструкторов за новое оружие... Только за 4 дня боев на самолетах Як-9Т, вооруженных вашим оружием, летчики нашей части сбили 49 самолетов противника, потеряв при этом лишь 4 самолета...
Герой Советского Союза подполковник Ф. И. Шинкаренко».


Пушка НС-37 завершила систему артиллерийского вооружения наших самолетов военного времени. К 1943 г. по тактико-техническим данным советское авиационное оружие было лучшим в мире и полностью обеспечило нужды нашей авиации во время Отечественной войны.
...
Успешное использование в воздушных боях пушки НС-37 показало целесообразность создания еще более крупнокалиберных авиапушек. Их разработка была поручена в 1943 г. нескольким конструкторским бюро. Первых положительных результатов добился коллектив, возглавляемый А. Э. Нудельманом, который в 1944 г. представил на испытания 45-миллиметровую авиапушку и новый патрон к ней. Эта пушка, именовавшаяся НС-45 (рис. 3), была создана на базе НС-37. Она также устанавливалась в развале мотора и стреляла через втулку винта. При том же весе были сохранены скорострельность при незначительном уменьшении начальной скорости снаряда, вес которого возрос почти в полтора раза. Пушка НС-45 устанавливалась на самолетах Як-9Т, участвовавших в военных действиях на завершающем этапе войны, в частности в боях за Берлин [45].

45. Нудельман А. Э. Для истребителей и штурмовиков.— Авиация и космонавтика, 1976, № 5, с. 30—31.

----------------------------------------------
Развитие авиационной науки и техники в СССР: Историко-технические очерки. М.: Наука, 1980.
В очерках, написанных известными советскими учеными и конструкторами, показаны основные тенденции развития отечественной авиационной науки и техники, совершенствование методов исследования, расчета и проектирования летательных аппаратов, авиадвигателей, средств управления полетом. Рассказано о деятельности ведущих научно-исследовательских и испытательных центров в области авиации.
Редакционная коллегия:
Академик И. Ф. ОБРАЗЦОВ (главный редактор), докт. техн. наук И. П.БРАТУХИНг докт. техн. наук В.А.ДОБРЫНИН, докт. техн. наук В.Ф.ЛЕОНТЬЕВ, академик А. И. МАКАРЕВСКИЙ, докт. техн. наук А. Э. НУДЕЛЬМАН, канд. техн. наук В.Н.СОКОЛЬСКИЙ, член-корр. АН СССР А.Т.ТУМАНОВ, канд. техн. наук А.С.ФЕДОРОВ, докт. техн. наук С. М. ШЛЯХТЕНКО, канд. техн. наук Г. М. ПРАТУСЕВИЧ (ответ, секретарь)

Есть еще в "ОРУЖИИ ПОБЕДЫ" в главе Авиационное воружение.

А вот Як-9Д и ДД - расшифровывают как Дальний и "Дальнего Действия" а так же "Двойной Дальности"
Это уже темка для следующей ветки)))