Прочее; Авиатехника; Сайт `Моделизм на airforce.ru`; 1936-1945 гг.;
Настаивал и продолжаю настаивать.
...исключительно на лимонных корочках!
>Да, все не святые. У всех есть ошибки и описки.
>Тогда вопрос: есть у Вас основания твердо заявить: "Я сообщаю совершенно уверенно и достоверно, что Шавров в этом месте ошибся (описАлся)?
Оснований - нет, но в части "Т" поверю А.Яковлеву.
>Если есть - прошу поделиться, если нет - тогда зачем...?
>Общеизвестный номер из второй половины 70-х. В сети полно и чертежи из него на каждом шагу. Был он у меня в живом виде (когда выписывал, да за давностью лет пропал) Найти?
не. спасиба. сорентирован. Но автор по моему там не младший Яковлев. Проверю - сообщу.
>>Да и пушечка Нудельмана 57-мм таки существовала.
>Спасибо и на том.
Пожалуйста. И вот ниже скан из Шаврова. У меня первое издание второго тома, 1978 г. Прошу обратить внимание на абзац про Як-9К (крупнокалиберный, Як-9-45) цитируем и даже калибра 57 мм, Кому верить? :) У Вас есть основания твердо заявить что в приведенном ниже отрывке нет ни одной ошибки автора?
----------------------
Вооружение в типичном случае: одна ШВАК-20 или же МП-20 (120 снарядов) через ось редуктора и один синхронный пулемет 12,7 мм УБС Березина (200 патронов), позже — два УБС (300 патронов).
Было не менее 15 модификаций Як-9 по вооружению. Славилась пушка НС-37 или пушка Т-111П калибра 45 мм, три пушки ШВАК-20, пушка ВЯ-23 и один пулемет УБС, иногда — два УБС, был и ряд других вариантов. Размеры самолета не менялись, только первоначальный размах крыла 10,0 м был уменьшен до 9,74 м.
Окраска самолетов Як-9 была сверху и с боков обычно защитная камуфляжная с произвольными разводами серо-голубого и темно-серого, иногда коричневатого и грязно-зеленого оттенков, снизу обычно бледно-голубая. В последние два года войны нередко летчики-асы раскрашивали свои самолеты более декоративно, например, красным или желтым цветом разрисовывали кок винта и руль направления, добавляли изображения своих орденов и звездочек — счета побед.
Модификации Як-9 были следующими.
Основным типом был Як-9 с двигателем ВК-105ПФ и вооружением: одна пушка ШВАК-20 и один пулемет УБС. Иногда ставили пушку ОКБ-16-37 и один УБС.
Як-9М (модифицированный) — с двумя УБС вместо одного при одной пушке ШВАК-20. Выпущен в мае 1943 г. Полетная масса — 3050 кг. Скорость максимальная у земли — 500 км/ч, на высоте 2000 м — 530 км/ч, крейсерская — 470 км/ч, экономическая — 280 км/ч, дальность полета — 830 км, потолок— 11 000 м. Был в небольшой серии.
Як-9Б (бомбардировщик) — как Як-9Д, но с внутренней (за кабиной) подвеской 400 кг бомб калибра до 100 кг (вертикально). Взлетная масса — 3460 кг. Выпущен был в 1943 г. в небольшой серии.
Як-9Д (дальностный) (рис. 131) — с одной пушкой МП-20 (120 снарядов) и одним пулеметом УБС (120 патронов). Объем топливных баков 670—880 л (на 480—630 кг бензина), в том числе объем дополнительного бака под кабиной. Взлетная масса — 3115 кг, скорость — до 600 км/ч на высоте 3500 м, дальность— 1330 км. Крайние баки в крыле непротектированные. Была серия.
Як-9ДД (дальнего действия) — тот же Як-9Д, но с восемью основными и одним расходным баком. Двигатель тот же ВК-105ПФ. Запас бензина основной — 880 л (590 кг), взлетная масса — 3300 кг, дальность— до 2200 км. Серийный. Группа из 12 этих самолетов (даже без дополнительных баков) выполнила в 1944 г. перелет Бельцы — Бари (Италия) протяжением около 1300 км. Лидером был летчик М. А. Нюхтиков на самолете «Бостон».
Як-9Т (танковый) с двигателем ВК-105ПФ и винтом ВИШ-105СВ и с мощным вооружением: одна пушка 11П-37 (30 снарядов) и один УБС (220 патронов), или же одна пушка МП-20 с одним УБС, или же пушка МП-23-ВВ с одним УБС. Ствол крупных пушек выступал из кока винта, и общая длина самолета возрастала до 8,65 м, причем из-за размеров пушки кабина была сдвинута на 0,4 м назад. Запас топлива был уменьшен до 360 л (260 кг) и дальность полета — до 440 км на скорости 470 км/ч на высоте 1000 м и 820 км на скорости 297 км/ч.
Як-9К (крупнокалиберный, Як-9-45) (рис. 132) — как Як-9Т, но с пушкой Нудельмана ОКБ-16-45* (15 снарядов) и даже калибра 57 мм, но это уже оказалось чрезмерным и в жизнь не пошло. В малых масштабах Як-9К применялся главным образом против бомбардировщиков.
Як-9Л — другое название бомбардировщика Як-9Б, описанного выше. Опытный экземпляр назывался Як-9Л, а после внесения небольших изменений пошел в серию под обозначением Як-9Б.