От Serge Turchin Ответить на сообщение
К Экзот Ответить по почте
Дата 11.12.2003 12:23:09 Найти в дереве
Рубрики Оффтопик; Версия для печати

Re: Чёткого разграничения

Еще следовало бы добавить, что двухконтурные (турбовентияторные) двигатели бывают как со смешением потоков контуров (за турбиной) и без такового, так что утверждение о том, что турбовентиляторный - это почти турбовинтовой с большим количеством лопаток "винта" в кольцевом кожухе не совсем верно. В частности - со смешение потоков наши ТРДД НК-8-X, Д-30-XX и др.

Кроме того, надо отметить, что увеличение степени двухконтурности улучшает его параметры только до определенной степени, поскольку при чрезмерном увеличении этой степени возникает масса как газодинамических, так и термодинамических и конструктивных проблем.

Наконец еще одна, возможно второстепенная причина перехода к ТРДД состоит в том, что практически невозможно сделать одноконтурный двигатель с высокой степенью сжатия (что необходимо для высокой экономичности) - скажем 30 из-за сложности решения проблемы газодинамической устойчивости компрессора - перед такой степенью пасуют даже трехвальные схемы. При этом двухконтурные двигатели уже давно перешли границу 35.

Наконец, следует уточнить, что экономичность двухконтурного двигателя на больших сверхзвуковых скоростях ниже, чем у одноконтурного по целому ряду причин - именно поэтому на Ту-144Д в конце концов двухконтурный куйбышевский движок поменяли на рыбинский одноконтурный, а на конкорде одноконтурный олимпус был изначально.

Наконец для военных "многоцелевых" самолетов практически классической стала схема ТРДДФ - в ней двухконтурный двигатель с относительно небольшой степенью двухконтурности (для приемлемой экономичности как на дозвуке, так и сверхзвуке) оснащается форсажной камерой сгорания - для тех моментов, когда нужна повышенная тяга.