От SK Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 21.09.2009 08:05:42 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Комиссия Тевосяна

Приветствую!
Прочел с большим интересом новый труд А.С.Степанова.
Хотел бы обсудить информацию из него не стыкующуюся с ранее опубликованными материалами касательно хозяйственной комиссии Тевосяна.
1. По приведенным в книге Степанова данным первый выезд состоялся с 25 октября по 15 ноября 1939 года.
2. В состав комиссии входило две авиационных бригады: самолетная (С.В.Ильюшин- глава, А.С.Яковлев, И.Ф.Петров, В.И.Шевченко) и моторная (А.И.Гусев – глава, Д.В.Королев, А.Д.Швецов, В.П.Кузнецов).
Вопрос возник по Н.Н.Поликарпову.
Согласно данным Иванова (Самолеты ННП) ННП отправил в Германию нарком Каганович 6 ноября 1939 г. По тому же источнику ННП вернулся 21 декабря 1939 г. (с.349), но там же на с.345 ННП уже выступает о своей поездке на совещании 20 декабря 1939 г. Поэтому дату возврата возьмем пока под сомнение.
По мемуарам И.Ф.Петрова (Авиация и вся жизнь, в которых он вообще-то путает свои обе поездки) АСЯ и ННП убыли в Москву из Германии вместе. В этом случае все теории о "закулисном заговоре" против ННП на заводе № 1 летят в тартарары (по сюжету И-26 Яковлева на завод стали "сватать" 14 ноября с чего все "якобы началось").
Если принять во внимание, что комиссия Тевосяна прибыла в Берлин 27 октября (2 дня добирались), то у ННП для работы в Германии было всего 5 дней (15-6-2-2). Если взять за основу данные Иванова, то получается, что ННП ездил по Германии 1,5 месяца. Большей частью один, без комиссии. Тогда на каком основании ННП там все показывали? Или все же была еще одна законспирированная спецкомиссия лично от М.М.Кагановича (состав комиссии Тевосяна утверждало Политбюро)?
С другой стороны, если ННП приехал обратно вместе со всеми, то где его "носило" с 15 ноября до 20 декабря 1939 г. раз все события (как сейчас считается) прошли мимо? Отпуск, санаторий, лечение? И позвонить ему (даже написать письмо) о перетурбациях в КБ никто из горячо любимых соратников не захотел?
Еще варианты: или все члены комиссии возвращались кто когда хотел (и чем мог :)), или у Степанова ошибка в дате возврата комиссии, что мало вероятно.

ИМХО что-то там с ННП было весьма не просто. Мощнейшее КБ (358 сотрудников по штату, у ближайшего по численности ОКБ Ильюшина – всего 181 человек на октябрь 1939 г.). Большое количество бюджетных тем (более 20), из которых не менее половины по модификациям старых машин. В то же время ННП пинают в НКАП за то, что он забросил тему И-180, бросив конструкторов на СПБ. Что, больше некого было послать? Т.е. "прилипал" в КБ ННП было изрядное количество? Нужны явно: списочек поименный всех 358, кто чем занимался и куда после "реорганизации" 1939 г. прибился, и пол-литра, без которых точно не разобраться :)
СК