От SK
К All
Дата 21.09.2009 08:05:42
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.;

Комиссия Тевосяна

Приветствую!
Прочел с большим интересом новый труд А.С.Степанова.
Хотел бы обсудить информацию из него не стыкующуюся с ранее опубликованными материалами касательно хозяйственной комиссии Тевосяна.
1. По приведенным в книге Степанова данным первый выезд состоялся с 25 октября по 15 ноября 1939 года.
2. В состав комиссии входило две авиационных бригады: самолетная (С.В.Ильюшин- глава, А.С.Яковлев, И.Ф.Петров, В.И.Шевченко) и моторная (А.И.Гусев – глава, Д.В.Королев, А.Д.Швецов, В.П.Кузнецов).
Вопрос возник по Н.Н.Поликарпову.
Согласно данным Иванова (Самолеты ННП) ННП отправил в Германию нарком Каганович 6 ноября 1939 г. По тому же источнику ННП вернулся 21 декабря 1939 г. (с.349), но там же на с.345 ННП уже выступает о своей поездке на совещании 20 декабря 1939 г. Поэтому дату возврата возьмем пока под сомнение.
По мемуарам И.Ф.Петрова (Авиация и вся жизнь, в которых он вообще-то путает свои обе поездки) АСЯ и ННП убыли в Москву из Германии вместе. В этом случае все теории о "закулисном заговоре" против ННП на заводе № 1 летят в тартарары (по сюжету И-26 Яковлева на завод стали "сватать" 14 ноября с чего все "якобы началось").
Если принять во внимание, что комиссия Тевосяна прибыла в Берлин 27 октября (2 дня добирались), то у ННП для работы в Германии было всего 5 дней (15-6-2-2). Если взять за основу данные Иванова, то получается, что ННП ездил по Германии 1,5 месяца. Большей частью один, без комиссии. Тогда на каком основании ННП там все показывали? Или все же была еще одна законспирированная спецкомиссия лично от М.М.Кагановича (состав комиссии Тевосяна утверждало Политбюро)?
С другой стороны, если ННП приехал обратно вместе со всеми, то где его "носило" с 15 ноября до 20 декабря 1939 г. раз все события (как сейчас считается) прошли мимо? Отпуск, санаторий, лечение? И позвонить ему (даже написать письмо) о перетурбациях в КБ никто из горячо любимых соратников не захотел?
Еще варианты: или все члены комиссии возвращались кто когда хотел (и чем мог :)), или у Степанова ошибка в дате возврата комиссии, что мало вероятно.

ИМХО что-то там с ННП было весьма не просто. Мощнейшее КБ (358 сотрудников по штату, у ближайшего по численности ОКБ Ильюшина – всего 181 человек на октябрь 1939 г.). Большое количество бюджетных тем (более 20), из которых не менее половины по модификациям старых машин. В то же время ННП пинают в НКАП за то, что он забросил тему И-180, бросив конструкторов на СПБ. Что, больше некого было послать? Т.е. "прилипал" в КБ ННП было изрядное количество? Нужны явно: списочек поименный всех 358, кто чем занимался и куда после "реорганизации" 1939 г. прибился, и пол-литра, без которых точно не разобраться :)
СК

От Андрей Платонов
К SK (21.09.2009 08:05:42)
Дата 29.09.2009 17:26:54

Re: Комиссия Тевосяна

>По мемуарам И.Ф.Петрова (Авиация и вся жизнь, в которых он вообще-то путает свои обе поездки) АСЯ и ННП убыли в Москву из Германии вместе. В этом случае все теории о "закулисном заговоре" против ННП на заводе № 1 летят в тартарары (по сюжету И-26 Яковлева на завод стали "сватать" 14 ноября с чего все "якобы началось").

Читая Иванова, я не увидел там никакого заговора. Все сложилось сам собой, без АСЯ. Собралась комиссия по переводу производства на новейшую технику -> ей предложили И-26 как один из новейших -> родное КБ вытащило из рукава козырь - свой проект И-61 -> комиссия приняла его к дальнейшей работе. Не знаю, кто выступил инициатором выделения из КБ-51 группы для дальнейшей работы по теме И-61 и кто сосватал в начальники Микояна, но и здесь злого умысла и тем более руки АСЯ я тоже не вижу.

От SK
К Андрей Платонов (29.09.2009 17:26:54)
Дата 30.09.2009 11:12:36

Re: Комиссия Тевосяна

>>По мемуарам И.Ф.Петрова (Авиация и вся жизнь, в которых он вообще-то путает свои обе поездки) АСЯ и ННП убыли в Москву из Германии вместе. В этом случае все теории о "закулисном заговоре" против ННП на заводе № 1 летят в тартарары (по сюжету И-26 Яковлева на завод стали "сватать" 14 ноября с чего все "якобы началось").
>
>Читая Иванова, я не увидел там никакого заговора. Все сложилось сам собой, без АСЯ. Собралась комиссия по переводу производства на новейшую технику -> ей предложили И-26 как один из новейших -> родное КБ вытащило из рукава козырь - свой проект И-61 -> комиссия приняла его к дальнейшей работе. Не знаю, кто выступил инициатором выделения из КБ-51 группы для дальнейшей работы по теме И-61 и кто сосватал в начальники Микояна, но и здесь злого умысла и тем более руки АСЯ я тоже не вижу.
Я не об АС пекусь. Он тогда был еще "мальчишкой" в авиапроме и первые полгода (может дольше) на новой должности таким для всех и оставался.
Если ННП вернулся вместе со всеми 15 ноября, то мне представляется важным, что события на 1 заводе происходили в его присутствии (с ведома, посчитал незначительным или самоустранился?). Это как-то не вписывается в создаваемый ему образ.
СК

От SK
К SK (21.09.2009 08:05:42)
Дата 28.09.2009 09:06:59

Re: Комиссия Тевосяна

Нашел у себя письмо Яковлева Шахурину с датой 7.4.40 г. Т.е. АС уехал еще раньше Тевосяна, как минимум 5 апреля (или про Тевосяна данные не вполне точные).

>ИМХО что-то там с ННП было весьма не просто. Мощнейшее КБ (358 сотрудников по штату, у ближайшего по численности ОКБ Ильюшина – всего 181 человек на октябрь 1939 г.). Большое количество бюджетных тем (более 20), из которых не менее половины по модификациям старых машин. В то же время ННП пинают в НКАП за то, что он забросил тему И-180, бросив конструкторов на СПБ. Что, больше некого было послать? Т.е. "прилипал" в КБ ННП было изрядное количество? Нужны явно: списочек поименный всех 358, кто чем занимался и куда после "реорганизации" 1939 г. прибился, и пол-литра, без которых точно не разобраться :)
Без пол-литры появилась такая простая версия: Никто из КБ ННП, и он сам в том числе, не захотел ехать в Горький. Если посмотреть на события через эту грань призмы, то получается вроде логично.
1. НКАП прямо указывал ННП на приоритет тем СПБ и И-180, но тот все силы бросил на СПБ, который мог помочь остаться в Москве.
2. После отжатия у КБ ННП завода № 1 тот стал искать себе базу опять же в Москве. Почему в Горький не поехал? Лавочкин, к примеру, сразу как клещ уцепился (лучше, чем в Новосибирске или Таганроге).
3. Отношение к И-180 на 21 заводе - это не происки злого директора Воронина. Мощнейший завод СССР простаивает, работягам надо зарплату платить, а КБ ННП, возможно (я не знаю, сразу подчеркну), задерживает месяцами согласование изменений в чертежи и доработки И-180. Конструкторы, которых должны были прислать по поименному списку, составленному НКАП, не приехали. Естесственный выход - поставить на другую лошадку - Пашинина. За И-21 и премию можно было получить солидную.
4. Дикое предположение: И-185 довели до ума, когда КБ отправили в Новосибирск в эвакуацию. Чтобы вернуться?
СК

От Андрей Платонов
К SK (28.09.2009 09:06:59)
Дата 29.09.2009 17:27:26

Re: Комиссия Тевосяна

>4. Дикое предположение: И-185 довели до ума, когда КБ отправили в Новосибирск в эвакуацию. Чтобы вернуться?

Ну, это Вы через край хватили... :-)

От deruluft
К SK (28.09.2009 09:06:59)
Дата 28.09.2009 21:40:58

выглядит логично (-)


От SK
К SK (21.09.2009 08:05:42)
Дата 23.09.2009 13:07:22

Комиссия Тевосяна 2

Приветствую!
Когда бОльшая часть авиационного состава вернулась из второй поездки? До отправки закупленных немецких самолетов или еще раньше?
В Берлин вторая комиссия прибыла 8 марта 1940 г.
СК

От SK
К SK (23.09.2009 13:07:22)
Дата 23.09.2009 14:12:05

Re: Комиссия Тевосяна...

В добавление
В Берлин вторая комиссия прибыла 8 марта 1940 г.
22 апреля 1940 г. А.С.Яковлев "засветился" у ИВС по журналу приемов вместе с Тевосяном.
По разным источникам Тевосяна отозвали в Москву после нападения Германии на Данию и Норвегию т.е. после 9.4.40 г. А Яковлев и прочие? Не проявлялся ли замнаркома по каким-то документам НКАП приказам, письмам до 22.4.40 г.?
СК

От ZaReznik
К SK (23.09.2009 14:12:05)
Дата 23.09.2009 22:03:44

Re: Комиссия Тевосяна...

>По разным источникам Тевосяна отозвали в Москву после нападения Германии на Данию и Норвегию т.е. после 9.4.40 г.
Там аккурат в эти же сроки у Тевосяна еще и назначение на новую должность проскочило (как кстати и у Яковлева)

От SK
К ZaReznik (23.09.2009 22:03:44)
Дата 24.09.2009 07:51:31

Re: Комиссия Тевосяна...

>>По разным источникам Тевосяна отозвали в Москву после нападения Германии на Данию и Норвегию т.е. после 9.4.40 г.
>Там аккурат в эти же сроки у Тевосяна еще и назначение на новую должность проскочило (как кстати и у Яковлева)
Нет, Яковлева с Шахуриным назначили на новые должности 11 января 1940 г.
СК

От ZaReznik
К SK (24.09.2009 07:51:31)
Дата 24.09.2009 13:00:08

Re: Комиссия Тевосяна...

>>>По разным источникам Тевосяна отозвали в Москву после нападения Германии на Данию и Норвегию т.е. после 9.4.40 г.
>>Там аккурат в эти же сроки у Тевосяна еще и назначение на новую должность проскочило (как кстати и у Яковлева)
>Нет, Яковлева с Шахуриным назначили на новые должности 11 января 1940 г.
Да, напутал. Перестановки в НКАП - это январь, причем еще такой штришок - в аккурат к новой должности подоспел и первый полет И-26.

А вот Тевосяна назначили наркомом черной металлургии в мае 1940 (см. примечание на стр.263). А вот когда именно он покинул кресло наркома судостроения - тут непонятка.

От SK
К ZaReznik (24.09.2009 13:00:08)
Дата 25.09.2009 09:30:38

Re: Комиссия Тевосяна...

Приветствую!
>Да, напутал. Перестановки в НКАП - это январь, причем еще такой штришок - в аккурат к новой должности подоспел и первый полет И-26.
Я сказал бы еле подоспел - с мотором долго мучались на земле.
СК

От ИгорьД
К SK (21.09.2009 08:05:42)
Дата 22.09.2009 00:03:26

Re: Комиссия Тевосяна

> Если взять за основу данные Иванова, то получается, что ННП ездил по Германии 1,5 месяца.

Вполне возможно, что так и было. В книжке Медведя, Хазанова и Маслова "Истребитель МиГ-3", по приведенным документам делается вывод, что ННП вернулся на завод только в конце декабря. Письмо в НКАП с просьбой разъяснить ситуацию ННП отправляет 23 декабря 1939 г. И в мемуарах Яковлева сразу после описания возвращения из Германии речь идет о январе 1940 г.

С ув.
Игорь

От SK
К ИгорьД (22.09.2009 00:03:26)
Дата 22.09.2009 08:12:41

Re: Комиссия Тевосяна

>> Если взять за основу данные Иванова, то получается, что ННП ездил по Германии 1,5 месяца.
>
>Вполне возможно, что так и было. В книжке Медведя, Хазанова и Маслова "Истребитель МиГ-3", по приведенным документам делается вывод, что ННП вернулся на завод только в конце декабря. Письмо в НКАП с просьбой разъяснить ситуацию ННП отправляет 23 декабря 1939 г. И в мемуарах Яковлева сразу после описания возвращения из Германии речь идет о январе 1940 г.
У Медведя и Хазанова (от Маслова там глава про восстановление) те же источники, что у Иванова. А Степанов, наблюдая самые разнообразные версии про комиссиию (у него эти версии перечислены), залез в первоисточники (есть ссылки на документы). То, что обнаружилось, при их рассмотрении я и хотел обсудить.
СК