|
От
|
Пуденко Сергей
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
02.12.2005 11:38:26
|
|
Рубрики
|
Интернет & общество;
|
|
Арсенал 21 века. Практическая социология Бурдье и Ко. Об опросахз и ТВ(*)
к сожалению, произошла большая подвижка - практически из сети убран
большой сегмент с работами Пьера Бурдье. Что именно произошло -пока не
ясно, но на трех сайтах русских бурдьевистов, да и поисковиках, исчезли
сетевые ссылки на ранее выложенные работы. Это большая потеря для всех,
кто оринтировался и мог ориентироваться на эту теорию, лучшую теорию
праксиса в социологии начала 21 века.
Почти все изданное по-русски - а это довольно обширный свод (я почти все
успел списать) - имелось в электронном виде на сайтах вокруг
Сайта <Социологическое пространство Пьера Бурдье>
( http://bourdieu.narod.ru)
07.03.05. В разделе <Книги> добавлена книга П. Бурдье
<О телевидении>
Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований
"Прагматика культуры", Институт экспериментальной социологии, 2002. -
159 с.
04.07.04. В разделе <Статьи> добавлен перевод статьи
П. Бурдье <Мужское господство>
- вот это были последние дополнения, и потеря книги "О телевидении"
очень обидна. Дело в том, что работы мэтра по практической социологии
,по опросам (там также важны работы Шампаня) не имеют прецедента по их
силе и практической значимости. Мало критиковать опросы и даже уяснять
себе их утсройство и )огромные) возможности и функции в современном
обществе,где их роль приблизилась к роли института выборов в органы
власти. Нужно уметь работать в этой сфере самому и уметиь делать
_"правильные"_ опросы. Вот такие вещи в отношении ТВ и опросов умели и
не так давно рассказали Бурдье и Шампань
работа Шампаня все еще есть в сети!! но в формате джв. Просьба к
желающим - скачайте и попробуйте конвертировать или вырезать в любом
другом формате главу Шампаня из книги "Практическая социология". Буду
премного благодарен - да и людям быстро пригодится. Я уже слыхал
запросы (фактически - к нам) на шампаневский труд. Это прямое
продолжение мыслей и тематики основополагающей статьи Бурдье 1982г
кажется - "Общественное мнение не существует"
тут. Ниже ссылки ,содержание, аннотация
http://sociologos.narod.ru/annonce.htm
Сайт альманаха <Социологос> ( http://sociologos.narod.ru)
07.03.05. В разделе добавлена книга
П. Шампаня, Л. Пэнто, Р. Ленуара, Д. Мерлье <Начала практической
социологии>
Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической
социологии (2353 КБ., файл в формате djvu, подробнее о формате djvu см.
здесь: http://www.mccme.ru/free-books/4djvu/refs.html) new 07.03.05!
http://sociologos.narod.ru/textes/initiation.djvu
Содержание
От редактора
Введение
ГЛАВА I. Личный опыт и научное требование объективности (Луи Пэнто)
1. Объективирующий разрыв
1.1. Методологическое применение сравнения: процесс внушения в
<тотальных институциях
1.2. Установление связей между социальными свойствами агентов и
социальными функциями <тотальной институции>
1.3. Воспроизводство <тотальной институции> и наблюдение за
изменениями
2. Объективация опыта
2.1. Объективация опыта доминируемых
2.2. Оппозиция <они - мы> как категория восприятия
2.3. Социальный универсум <выживания
2.4. Армия как социальный мир <пережидания>
Заключение: Включенное наблюдение и отношение к объекту
ГЛАВА II. Социологический объект и социальная проблема (Реми Ленуар)
1. Заранее cконструированная реальность и конструирование
социологического объекта
1.1. <Естественная> категория - возраст
1.2. <Естественные> категории и социальные ставки
1.3. Неосознаваемая семантика и заранее сконструированный объект:
<семья>
2. Социальное основание заранее сконструированных категорий
2.1. Морфологические и экономические трансформации
2.2. Социальная проблема и формы солидарности
3. Социальный генезис социальной проблемы
3.1. Давление и выражение
3.2. Сила слов и социальные силы
3.3. Государственное освящение и работа по легитимации
3.4. Эксперт и социолог
4. Институционализация
4.1. Бюрократизация социальных отношений
4.2. Дискурсы институций
4.3. Институционализация новой морали
4.4. Государственный позитивизм
Заключение: Социальное основание социальных представлений
ГЛАВА III. Статистическое конструирование (Доминик Мерлье)
1. Воздействие формы сбора данных на результаты
1.1. Статистика самоубийств
1.2. Безработица
1.3. Контрацепция
1.4. Социально-профессиональные категории и квалификация
1.5. Какой статус придавать <ошибкам> ?
2. Социология статистического производства
2.1. Толкование <не-естественных> смертей
2.2. Безработица, ее формы, отношение к безработице
2.3. <Иметь детей - значит не хотеть не иметь их>
2.4. Названия профессии как ставка в игре
2.5. Статистическая коммуникация
Заключение: Социологическое отношение к социальному миру
ГЛАВА IV. Разрыв с предвзятыми или искусственно созданными конструкциями
(Патрик Шампань)
1. Техника опроса - это не наука
1.1. Политическая и инструментальная критика опросов общественного
мнения
1.2. Большая разнородность <опросов>
1.3. Незаконные обобщения
2. Социология и опросы общественного мнения
2.1. Выборка как элемент политического конструирования
2.2. Социологическое конструирование <не-ответов>
2.3. Социологическое конструирование ответов
2.4. Социологическое конструирование вопросов
3. Политическое использование опросов общественного мнения
3.1. Социальные функции <политологических> вопросов
3.2. Эффект легитимации опросов общественного мнения
3.3. Опрос общественного мнения : <эффект вердикта>
4. Социологическое конструирование: <уличная демонстрация в
средствах массовой информации>
4.1. Сбор данных: описание демонстрации
4.2. Информация как социальная ставка
4.3. Эффект круга
Заключение: социальные науки и социальные представления о науке
Библиография
ПРИЛОЖЕНИЕ. Формирование взгляда социолога через критику очевидности
(Александр Бикбов)
1. Программа социального познания школы Бурдье
1.1. Обыденная очевидность и объективный мир
1.2. Взгляд исследователя и свойства объекта исследования: имманентное
и трансцендентное описание социального мира
1.3. Очевидность, классификация и вопрос власти
1.4. Социологическая бдительность против схоластического разума
1.5. Метод имманентного анализа
2. Система практических оппозиций и структура школы
2.1. Оппозиция исследователя/профессора: против самодовлеющей учености
2.2. Оппозиция узкого/широкого производств: критика обыденных и
политических представлений в социологии
2.3. Основание критической диспозиции
2.4. Генезис и структура школы Бурдье
2.5. Введение социологии в политическую практику
Заключение. Расколдование мира и освобождение от иллюзий
-----
В книге излагается новый подход к центральным проблемам методологии,
методики и техники социологического исследования. <Метод социологии>
представлен в действии, на конкретных примерах: изучается связь между
понятийным аппаратом социологии и социальным контекстом ее
функционирования, объективация субъективного опыта социолога,
статистическое конструирование в социологии, научная и политическая
сущность опросов <общественного мнения>.
Можно ли с помощью одних только слов, вербально, или, как еще говорят,
<теоретически> обучить практике исследования? Лекции по социологии, даже
если они хорошо подготовлены преподавателями и хорошо усвоены
студентами, лишь с большим трудом изменяют привычное мышление и способ
видения тех, кто их читает и изучает. Как преподавать социологию, ее
методы и результаты, чтобы способствовать реальному освоению <ремесла
социолога> как способа специфического восприятия социального мира? Иными
словами, как ограничить эту предрасположенность системы образования к
производству знаний (во всяком случае, в некоторых областях науки),
которые остаются как бы чужими для тех, кто их получает, и обычно
забываются сразу после экзаменов? Действительно, в такой дисциплине, как
социология, образовательная институция реализует способность
выхолащивать особым образом, а именно <нейтрализуя> то знание, которое
она должна передавать и превращая его просто в учебные сведения. Для
студентов, как и для преподавателей, курс социологии часто является
неким минимумом, который следует выучить и суметь воспроизвести, чтобы
успешно сдать экзамены в конце года. Тогда как в результате настоящего
усвоения социологии и ее достижений должно произойти глубокое и
устойчивое изменение привычного восприятия социального мира.
Совершенно очевидно, что это проблема не только педагогическая: она
обращает нас к вопросу о содержании самой дисциплины, к тому, что каждый
преподаватель считает важным передать. Например, если считать
достаточным, чтобы студенты знали критерии, которыми определяется
<социальный класс>, а также могли воспроизводить, даже не читая,
заглавия и авторов классических трудов по социологии, то учебники
успешно могут с этим справиться.
Но мы считаем, что важнее научить тому, как вычленять из самых банальных
взаимодействий обыденной жизни ту <борьбу классов>, которую раскрыл Карл
Маркс - один из <отцов-основателей> социологии. Чтобы вскрыть эту борьбу
(обычно невидимую, поскольку она выражается не на ученом и условном
языке борьбы классов, а скорее на языке <вкуса> и <безвкусицы>,
<симпатий> и <антипатий>), чтение работ такого социолога как Эрвин
Гоффман, который создает настоящую этнографию повседневной жизни наших
обществ, нам представляется наиболее эффективным и поучительным.
В деле приобретения социологического навыка учебники по социологии
занимают важное место, и они, безусловно, необходимы. Кроме всего
прочего, они способствуют быстрому и экономному усвоению базовой
<социологической культуры>, т. е. совокупности необходимых реперов
(имена собственные, понятия, идейные течения и т. д.), которые позволяют
фиксировать этапы истории науки и те проблемы, с которыми она
сталкивалась. Но следует признать, что учебники совсем не помогают
студентам узнать, как реально провести исследование, составить
вопросник, критически интерпретировать ответы, мобилизовать все данные и
необходимую информацию, короче, сконструировать объект исследования и
провести оригинальное исследование, которое не было бы простым
повторением уже осуществленных работ. Однако если учебников по
социологии довольно много, то, напротив, совсем недостаточно работ,
которые ставили бы себе целью приобщить студентов к социологической
практике, не отвергая при этом теоретических амбиций, свойственных
учебникам. Именно такую цель и ставит перед собой данная работа.
На страницах этой книги вы не найдете ни экскурса в историю
<социологической мысли>, ни резюме известных классических трудов, ни
даже систематического перечня основных понятий социологической науки. В
большой мере, все эти аспекты будут представлены, но в практическом
разрезе, т. е. в конкретном их применении и на материале исследований.
Мы сознательно делаем упор на способе социологического мышления в
действии, чем объясняется большое разнообразие цитируемых, анализируемых
и сравниваемых работ. Кроме того, были отобраны новые исследования,
касающиеся очень близких студентам сфер (школа, политика на телевидении,
иммигранты, опросы общественного мнения, отношения с родителями и т. п.)
и, следовательно, в определенной степени, доступных их собственному
опыту.
Стремясь изложить подходы, разработанные в практике социологических
исследований, эта книга попадает в особую область, которая не сводится
ни к области теоретического дискурса, ни к области механического
научения набору приемов. Задача данной работы - познакомить студентов с
плодотворной практикой исследований, предложить им инструменты анализа,
которые можно было бы реально применять. Хотелось бы, в частности, найти
ответ на вопрос, который почти всегда задают себе изучающие социологию:
как следует поступать, чтобы в рамках исследования практически
объединять одновременно теории известных авторов и методики наблюдения,
сбора, анализа данных? Не имея возможности привлечь студентов к участию
в настоящем исследовании (что было бы наиболее продуктивным), мы решили
представить самые разные примеры исследований. Их нужно воспринимать не
как <модели> для подражания, но как практические упражнения, где
используются принципы анализа, продемонстрировать которые можно только в
конкретных приложениях.
Книга состоит из четырех глав, каждой из которых свойственна собственная
логика, а потому любая из них может быть прочитана независимо от других.
Главы даны в порядке, который не исключает и другой последовательности
прочтения. В первой главе (<Личный опыт и научное требование
объективности>) на примере ряда работ, в частности, исследований армии,
церкви и школы, ставится один из вопросов, который обычно возникает
перед любым студентом, изучающим социологию, а именно вопрос об
объективности. Уже Эмиль Дюркгейм в <Методе социологии> настаивал на
необходимости <понимать социальные факты как вещи>, однако важно еще
знать, как осуществить это в конкретном случае, особенно когда
исследователь обращается к социальным универсумам, частью которых
является сам.
Вторая глава (<Предмет социологии и социальная проблема>) на основе
анализа нескольких современных социальных проблем (<положение женщин>,
<иммигранты>, <третий возраст> и т. д.) раскрывает незаменимую роль
социальной истории, позволяющей установить генезис того, что сегодня нам
кажется очевидным и, соответственно, относительность этих проблем.
Исследование показывает, что социальная проблема не является, как это
часто думают, социологической проблемой, но - и это особенно важно - что
социальную проблему можно изучать социологически.
Третья глава (<Статистическое конструирование>), на примере самоубийств,
безработицы, контрацепции и использования социально-профессиональных
категорий, показывает, что незаменимость статистических исследований,
совершенно очевидная для социолога, не должна заслонять того факта, что
сами исследования конструируют реальность, которую они берутся
объективно измерять, и что трудности измерения связаны вовсе не с
несовершенством инструментария, но почти всегда исходят от самой
социальной реальности. Таким образом, в качестве объекта изучения здесь
взяты социологические исследования, и к самой социологической практике
применены методы социологии.
Этот прием служит удачным введением к последней главе (<Разрыв с
предвзятыми или искусственно созданными конструкциями>), которая
показывает, что одно из главных препятствий для социологической практики
сегодня состоит в распространении результатов социальных наук или,
точнее, в определенном представлении о социологии, сложившемся в
обществе. Рассматривая в качестве примера опросы общественного мнения
(зондажи), которые обычно путают с социологией, эта глава напоминает,
что социологическая практика отнюдь не сводится к использованию одних
лишь технических приемов анкетирования, но в первую очередь предполагает
операции по конструированию объекта исследования, а через него - и
собираемых данных.
В приложении к книге (<Формирование взгляда социолога через критику
очевидности>) развернут социологический и социальный контекст ее
появления. Здесь явным образом представлены позиции и оппозиции,
определяющие логику и стиль работы школы Бурдье, к которой принадлежат
авторы. Как показывают исследования, данные в каждой из глав, понять
социальное явление - значит описать его в контексте его рождения и
функционирования. Тот же принцип применим к самой социологической
работе. Исследование позволяет прояснить, как профессиональная и
политическая борьба, позиция и структура школы во французском
интеллектуальном поле отражаются в содержании критической теории и
императивах социологической практики.
Сайт альманаха <Социологос> ( http://sociologos.narod.ru)