Великий мудрый Дракон считает, стратегирует и втолковывает
Про первый материал
По-моему,это дипломатическая версия стратегирования. Для подачи с трибун
Я все-таки в восточную мудрость не врубаюсь. Смысл построений китайских стратегов -"мы не сверхдержава и не будем ее,мы будем наращивать великодержавность. Мы против гегемонизма (живо вспоминается "гегмонизм" с которым еще при Брежневе они боролись), то есть гегемонии США, но в том регионе, который "наш по парву" - мы усилим свою гегемонию. До полной"
А там посмотрим
Второй материал - алармистский с сайта Белковского и Ко. Ужос,летящий на крыльях Дракона над Евразией
И все время, как для бухгалтерии, КМГ подсчитывают. И страны в сцелом, и "экономическую комплексную мощь" как отедльную граафу, и КМГ отдельных уездов и 1000уездов в совокупности.
(это к подборочке с китайских сайтов,которые сильно расплодились)
кандидат исторических на
китайские авторы предлагают переводить внешнюю политику страны на великодержавные рельсы, но делать это не в ущерб, а в интересах модернизации КНР - "самой главной национальной задачи на обозримую перспективу"6. Только великодержавная стратегия, считают эти авторы, способна на новом этапе обеспечить максимально благоприятную международную обстановку для развития Китая.
Сторонники корректировки внешнеполитического курса признают, что КНР пока еще не превратилась в мировую державу, и процесс превращения растянется на длительный период. Пройдут годы, пока Китай сможет приблизиться к США по размеру валового национального продукта и уровню военных расходов. Еще более отдаленной представляется перспектива выхода страны на лидирующие позиции в мире по уровню доходов на душу населения. Осознавая ограниченность совокупной мощи КНР на современном этапе, китайские политологи и журналисты призывают вместе с тем "не допускать недооценки" возможностей страны. Искусная дипломатия, подчеркивают они, способна усилить роль государства на мировой арене. Данный тезис обосновывается следующим:
- пассивная, изоляционистская внешняя политика ослабляет международные позиции государства, с ним перестают считаться. Напротив, активная, наступательная политика может расширить влияние даже сравнительно слабого государства. В случае с КНР такая политика будет способствовать интересам ее модернизации и процветания;
- Китай уже сейчас является государством с немалой комплексной мощью, крупнейшим развивающимся рынком в мире, крупнейшей развивающейся страной, крупнейшей социалистической страной, одним из пяти членов СБ ООН. Он уже обладает известными условиями для превращения в мировую державу, играет важную роль в некоторых мировых делах;
- важную роль как мировые державы могут играть даже такие, не очень сильные в области комплексной государственной мощи страны, как Франция и Англия. Даже такая страна, как Россия, находящаяся в состоянии редкого в истории человечества спада, может проводить великодержавную дипломатию. Почему же Китай не в состоянии?
- проведение великодержавной стратегии вовсе не означает, что Китай должен быть озабочен делами всех регионов и стран мира. Эту стратегию можно разделить на два этапа: на первом этапе главный упор делается на регион Восточной Азии. На втором, опираясь на Восточную Азию, можно играть соответствующую роль в мировых делах и делах других регионов. Возможности и роль Китая, которые проявились во время финансового кризиса 1997 г., продемонстрировали, что уже начали созревать условия для увеличения роли КНР в качестве восточно-азиатской великой державы;
- осуществление великодержавной стратегии не означает, что надо вступать в противостояние с Америкой. Необходимо вести борьбу с американским гегемонизмом независимо от того, проводит ли Китай великодержавную дипломатию, особенно в тех случаях, когда гегемонизм и силовая политика затрагивают прямые национальные интересы КНР. Однако борьба с гегемонизмом не является китайской дипломатической стратегией, а лишь одним из средств и методов достижения Китаем его дипломатических целей. Проведение великодержавной дипломатии также не ставит борьбу против американского гегемонизма в качестве главной цели. Великодержавная дипломатическая стратегия "не нуждается в принесении великих национальных жертв, чтобы, помогая другим странам, получить в обмен влияние великой державы"7.
.....
несмотря на сотрудничество Китая и России, процессу развития многополярности все еще трудно осуществиться, так как Китай является развивающейся страной, чья комплексная мощь недостаточно сильна, а Россия - это страна со значительно ослабевшей мощью, которой трудно в международных делах играть роль, совместимую с положением великой державы. За короткий промежуток времени трудно что-либо изменить и в том и в другом случае. Поэтому Китаю при осуществлении второго этапа стратегии многополярности, необходимо, объединившись с Россией, бороться за Европу, и эту работу поставить на передний план.
Китайские эксперты с удовлетворением констатируют, что во время иракской войны 2003 г., в отличие от прежних событий в Косово, европейцы, и особенно французы и немцы, "проявили гораздо больше решимости противостоять гегемонистской, силовой политике Вашингтона"9. Они "со всей очевидностью продемонстрировали готовность вместе с Китаем и Россией отстаивать многополярную систему международных отношений"10.
Началось открытое проникновение Китая в Центральную Азию. Проникновение совершенно естественное со стратегической точки зрения. По-видимому, официальная китайская концепция "стратегических границ и жизненного пространства", подразумевающая территориальную экспансию по мере роста "комплексной мощи государства", начала претворяться в жизнь, поскольку "комплексная мощь" достигла достаточной величины.
2006-04-20 Александр Храмчихин
Тихая экспансия
Состоявшиеся в этом месяце переговоры президента Туркмении Сапармурата Ниязова и председателя КНР Ху Цзиньтао чрезвычайно симптоматичны. Началось открытое проникновение Китая в Центральную Азию. Проникновение совершенно естественное со стратегической точки зрения. По-видимому, официальная китайская концепция "стратегических границ и жизненного пространства", подразумевающая территориальную экспансию по мере роста "комплексной мощи государства", начала претворяться в жизнь, поскольку "комплексная мощь" достигла достаточной величины. И именно центрально-азиатское направление на нынешнем этапе представляется для Пекина наиболее перспективным.
Экспансия на юго-запад, в Индию, для Китая совершенно невозможна: во-первых, через Гималаи пройти затруднительно, во-вторых, населения там почти столько же, сколько в самом Китае (при гораздо меньших размерах территории), в-третьих, Индия не по зубам никому. Она очень сильна в военном отношении и умеет отличать союзников от противников. Юго-Восточная Азия не слишком перспективна — там довольно мало территории и природных ресурсов, зато много местного населения. Причём некоторые страны ЮВА (например, Вьетнам и Малайзия) готовы жёстко противостоять китайской экспансии. Конечно, Мьянма практически полностью, а Таиланд частично находятся под контролем Пекина, но, очевидно, не в них спасение Китая от нехватки территории, природных ресурсов и экологических проблем.
Основное и наиболее перспективное направление экспансии — это, разумеется, Россия, но на этом направлении Пекин будет действовать достаточно осторожно. Всё-таки, остатков нашего ядерного арсенала он пока опасается. В итоге, движение в краткосрочной перспективе будет нацелено на Центральную Азию. Здесь много природных ресурсов, относительно мало населения, а, главное, через этот регион обеспечивается выход одновременно и в "подбрюшье" России, и на Ближний Восток с его нефтегазовыми ресурсами.
Более того, для проникновения Китая в Центральную Азию есть очень хорошие политические предпосылки. Тоталитарным режимам этого региона необходима защита от антиправительственных выступлений, которые возможны как со стороны радикальных исламистов, так и от политической оппозиции, поддержанной Западом. Андижан, очевидно, был "первым звонком". "Второго звонка" ни Ниязов, ни Каримов услышать не хотят. Лояльность силовых структур неочевидна, кроме того, при определённых обстоятельствах у них может не хватить сил. Соответственно, режимы Ашхабада и Ташкента должны искать внешнюю силу, которая обеспечит им защиту от внутренней угрозы.
Россия на эту роль не подходит. Она гарантирует политическую поддержку, но силовых ресурсов не имеет. Всё, что есть, задействовано в Чечне, кроме того, несмотря на тотальный телевизионный агитпроп, российское общественное мнение предельно негативно отнесётся к пролитию крови наших солдат за русофобские центрально-азиатские режимы. Наконец, в случае политических перемен в Москве, Россия может припомнить Каримову ГУУАМ, а Ниязову — отношение к местным русским.
Китай же на роль долгосрочного партнёра среднеазиатских автократий подходит идеально. Для него режимы Ниязова и Каримова вполне родственные по духу. При этом проблемы своих и чужих потерь для китайцев вообще не существует, а опыт подавления народных выступлений весьма велик (это не только события на площади Тяньаньмэнь, но также борьба с сепаратизмом в Синьцзяне и Тибете, это жёсткое, часто очень кровавое подавление регулярных выступлений крестьян, у которых перманентно отбирают землю).
Ниязов и Ху Цзиньтао уже подписали не только соглашение о строительстве газопровода из Туркмении в Китай, но и соглашение о борьбе против терроризма, экстремизма и сепаратизма. Что понимают стороны под данными терминами — можно только догадываться (и догадаться очень легко). Таким образом, появление частей НОАК в Туркмении весьма вероятно. Официальным предлогом для этого будет охрана трубы от "террористов" и "экстремистов". Поскольку труба транзитом пройдёт через Узбекистан и Казахстан, то китайские войска вполне могут появиться и там.
Разместив войска в Туркмении, Китай получает замечательный плацдарм. J-12 (китайское название Су-30) с базы Мары без дозаправки достанет до Ормузского пролива, а из Туркменбаши (бывш. Красноводск) — до любой точки Ирака (или до Волгограда). Чрезвычайно уверенно почувствует себя и без того очень осмелевший Иран. Части НОАК в Туркмении станут для него, по сути, вторым эшелоном обороны в случае войны с США. Более того, китайско-туркменскую трубу можно ведь продлить до Ирана, что принципиально изменило бы ситуацию с точки зрения энергетической безопасности Китая. Он перестал бы зависеть от морских поставок нефти из зоны Персидского залива, потенциально чрезвычайно уязвимых от действий ВМС США.
Интересно, что Китай может не остановиться на Центральной Азии и начать проникновение на Кавказ, по крайней мере — экономическое и политическое (военное пока вряд ли). Во всяком случае, визит Саакашвили в Пекин прошёл очень успешно. Китай списал грузинские долги, согласился покупать грузинское вино и заявил http://www.kommersant.ru/doc.html?DocID=667135&IssueId=30070
устами Ху Цзиньтао, что "Китай поддерживает Грузию в вопросах, затрагивающих государственную независимость, суверенитет и территориальную целостность". Таким образом, Пекин с удовольствием плюнул в лицо своему главному "стратегическому партнёру" — России.
Россия в данной ситуации оказывается проигравшей по всем статьям. Как минимум, сближение Пекина с Ашхабадом наносит серьёзный удар по нашим экономическим интересам. Туркмения начинает выступать прямым конкурентом России в вопросах поставки в Китай энергоносителей. Вообще, начинается странная игра, когда и Москва, и Ашхабад обещают Китаю газ, которого у них нет. Иначе говоря, предполагаемые объёмы поставок газа в Китай превышают возможности этих стран, если учесть внутренние потребности и контракты на поставки газа в западном направлении (в Европу и страны СНГ). Похоже, что Туркменбаши собирается продать Китаю газ, ранее обещанный "Газпрому" для поставок на Украину, что вносит дополнительную "пикантность" в данную коллизию. При этом надо заметить, что Китай очень не любит "кидалова". Китайцы вообще чуть ли не самые жёсткие переговорщики в мире, всегда настаивающие на полном соблюдении своих условий, а уж если кто-то не выполнит уже подписанные соглашения, то последствия окажутся весьма серьёзными. Китай, например, может потребовать прямого доступа к интересующим его месторождениям, т.е. передачи их в собственность Китая и допуска на них китайского персонала.
Гораздо серьёзнее для России будет появление в Центральной Азии китайских войск. Уже с территорий Туркмении и Узбекистана китайская авиация будет доставать до любой точки Кавказа, а также до Нижнего Поволжья и Южного Урала. Однако принципиальным моментом будет размещение частей НОАК в Казахстане.
Труба из Туркмении в Китай вряд ли сможет обойти территорию Казахстана (теоретически можно провести его через Киргизию и/или Таджикистан, но рельеф там очень уж неудобный). Собственно, Казахстан и сам уже вовлечён сегодня в китайские энергетические проекты, с его месторождений планируются поставки в Китай нефти и газа. Соответственно, в Пекине могут решить, что и труба на казахстанской территории нуждается в защите. Да и сама по себе переброска войск в Туркмению и Узбекистан подразумевает их транзит через территорию Казахстана (переброска по воздуху крупных соединений сухопутных войск с тяжёлой техникой для Китая сегодня недоступна).
Впрочем, если части НОАК появятся в странах Центральной Азии, Казахстан, по сути, окажется в окружении и не сможет сопротивляться силовому давлению со стороны Китая. ВС Казахстана по своему боевому потенциалу совершенно несопоставимы с китайской армией. Поэтому, если Пекин попросит Астану допустить свои войска для защиты казахского участка трубы, вряд ли Астана найдёт в себе силы отказать. Надежды на помощь США в этих условиях представляются откровенно иллюзорными, учитывая чисто географические факторы и истощение Америки иракской кампанией. В итоге, Россия получит китайские войска на своих границах не только на Амуре и Уссури, но ещё и от Астрахани до Барнаула. Китайские войска будут иметь возможность одновременного воздействия на весь Транссиб. Более того, они выходят сразу к районам Поволжья и Урала с их развитой авто- и железнодорожной сетями. Да и рельеф местности здесь гораздо удобнее для наступления, чем в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Никаких гор, сплошные раввины и степи, можно идти и ехать в любом направлении. От Петропавловска (областной центр на севере Казахстана) до Сургута (одного из основных центров российской нефтедобычи) — всего 800 км. От Уральска до Москвы — чуть больше 1.000 км. J-12 из этого самого Уральска достанет не то что до Москвы, но до Вологды и Сыктывкара. Строго говоря, с военной точки зрения, сопротивление в такой ситуации для России становится просто невозможным.
При этом надо понимать, что если центрально-азиатские государства могут рассматриваться Пекином как перспективные марионетки и плацдармы для размещения войск, то Казахстан (как и Россия) — объект прямой экспансии. Он (как и Россия) располагает огромными слабо заселёнными территориями, достаточно удобными для жизни, а также колоссальными природными ресурсами. Симптоматично, что территориальные претензии Китай имеет именно к России и Казахстану. Поэтому появление китайских войск в Казахстане станет, по сути, началом оккупации.
Впрочем, у подобного развития событий теоретически могла бы быть положительная сторона — быстрое сближение Казахстана с Россией. Объективно с политической, военной и экономической точек зрения, эта страна СНГ является для нас самой важной, гораздо важнее Белоруссии и Украины. Именно с ней необходимо максимальное сближение вплоть до объединения, независимо даже от китайского фактора. Однако это возможно только при адекватных действиях как казахстанского, так и российского руководства. От нынешней Астаны адекватности ждать можно, от Москвы, увы, нет. Кремль будет тешить себя сказками о "сотрудничестве в рамках ШОС" или пытаться каким-то образом задобрить Пекин, идя на очередные уступки, усиливая его и ослабляя себя. Вариант форсированного российско-казахстанского сближения на почве общей угрозы никому в Москве не придёт в голову. Потом будет поздно.
-------
3
Западный Китай
(Отрывок)
Замысел оживить запад и поднять этот обширный край сложился давным-давно: осваивать западные районы Китая, осуществлять гармонично развитие экономики - мечта политиков разных династий и эпох страны.
В начале 90-х годов, касаясь грандиозного развития в Китае, Дэн Сяопин, как дальновидный политик, выдвинул стратегию "двух интересов". В чем суть? Сначала развивать восточные районы приморья страны, где экономическая основа по сравнению с западными прочная, научно-техническое дело и образование развиты, там удобные условия для открытости с внешним миром. Лучше некоторые районы развиты, чем все слабы, поэтому в целях скорейшего развития экономики Китая районов предпочтение в первую очередь нужно отдать поднятию восточного приморья. Центрально-западные районы должны заботиться о целостности; а когда наступит определенный период, вся страна должна всеми силами оказать помощь центрально-западным районам в их развитии. Когда средства, техника, опыт и кадровые работники восточного Китая соединят свой потенциал с местными природными ресурсами, западные районы Китая будут развиваться сверхбыстрыми темпами.
17 июня 1999 года Цзян Цзэминь совершил инспекционную поездку в западный регион и там, на месте он предложил "не упустить исторического шанса в наступлении нового века и ускорить темпы освоения западных районов нашей страны". В ноябре того же года на экономическом совещании ЦК КПК было принято стратегическое решение на освоение запада Китая.
Вскоре после этого была организована группа по делам освоения западных районов, ее руководителем стал Премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи, в группу вошли 17 министров Госсовета.
Так, встречая новый Китай, начал стратегическую реконструкцию, которая, несомненно, окажет огромнейшее влияние.
Анализируя мировой опыт развития экономики, можно заметить, что развитые страны мира также в больших масштабах осваивали свои отсталые районы, и это принесло реальную пользу. Например, США стали могучей державой с развитой экономикой, именно пройдя в 19 веке через освоение своих западных районов; великий Советский Союз усилил свою мощь, передвинув тяжесть индустрии на восток и стимулировав его развитие. Хотя экономическое положение и исторические условия в наших странах не похожи, однако опыт и уроки этих стран в освоении окажут китайцам большую помощь.
К пятидесятилетию образования Нового Китая, особенно в последние 20 лет после реформ и открытости возникла большая разница в развитии экономики восточного и западного районов. К концу 1998 года в западных районах, общая площадь которых составляет 56,8 процента общей площади страны, валовая продукция занимает только одну седьмую часть. Средний уровень жизни жителя западного региона составляет всего 40 процентов уровня жителя восточных районов. Большинство бедного населения проживает в западных районах Китая. Почему же сложилась такая большая разница между востоком и западом в нашей стране?
Во-первых: эти районы населены национальными меньшинствами; во-вторых: это окраинные районы. И если здесь экономика не наберет быстрых темпов развития, разница будет еще больше. Конечно, это не благоприятствует и социально-политической стабильности государства и может привести к серьёзному разрушению равновесия целого общества. Если восточные и западные районы не смогут развиваться гармонично, народное хозяйство всей страны с трудом выдержит продолжительное развитие. Для благополучного поступательного движения экономки Китая необходимо гармоничное районное развитие.
В последние годы в экономической жизни Китая один из главных вопросов - недостаток внутреннего спроса.
В чем дело? Это противоречие возникло в китайских деревнях, и в большей мере речь идет опять о центрально-западных районах. В Западном Китае живут более 200 млн. жителей, что составляет 23 процента населения Китая, а общая сумма розничной торговли общественного товара - всего лишь 13 процентов всей нашей страны. Покупательная способность в Западном Китае на 47 процентов ниже, чем в других районах, это меньше половины по сравнению с приморскими деревнями.
С точки зрения развития экономики страны уровень развития в китайском приморье достиг высокого уровня, благодаря чему заметно укрепилась комплексная мощь государства. В 1999 году объем национального дохода на душу населения достиг 800 долларов США, резервные запасы инвалюты Китая составляли 125 млрд. долларов США, так что правительство вполне в силах поддержать западные районы в их развитии.
В 90-х годах с установкой на рыночную экономику и под влиянием международной экономики стало очевидным, что в западных районах процент государственного сектора слишком высок и возникла несбалансированная экономическая система; нельзя опираться только на природные ресурсы, надо найти способ роста экономики, применяя различные формы собственности. В целях интеграции с мировой экономикой ныне уже реализован период изменения конструкции экономического развития в западных районах.
Госсоветом КНР были разработаны и выдвинуты пять руководящих направлений: во-первых: укреплять капитальное строительство с точки рения стратегии развития. Во-вторых: реально усилить охрану окружающей среды и повысить экологическую безопасность. В-третьих: активно регулировать конструкции индустрии. Претворяя в жизнь тактику освоения западных районов, взять старт на высоком уровне, а не проводить повторного строительства. В-четвертых: развивать науку и технику, ускорить подготовку талантливого научно-технического персонала. В-пятых: усилить мощность реформ и открытости, заимствовать новые идеи, новые способы, новые конструкции развития и активно применять нужное для ускорения темпов реформ и открытости в западных районах.
Цель первой очереди в освоении западных районов такова: основные капиталовложения государства использовать только для развития экологического и основного строительства. Ныне в Китае в основном продовольственная проблема. Производство периодично превышает спрос, и вот наступает хорошая возможность для создания и развития экологически чистых районов. Здесь можно уступить часть пахотных угодий для посадки лесов, для выращивания кормовых трав с целью улучшения экологической обстановки.
Освоение западных районов Китая дает небывалый шанс и для нашей страны, и для всего мира.
Восточные районы приморья за прошедшее двадцатилетие оживили экономику. За 20 лет реформ и открытости там накоплены значительные средства, техника, выращены талантливые специалисты. Но в это же время во многих отраслях сравнительное имущество уже переходит с востока на запад. Цена на аренду земли здесь низкая. Рабочая сила сравнительно дешевая. Относительно внешних условий, в западных районах гораздо благополучнее, чем на востоке в первоначальном этапе освоения. Китай уже накопил богатый опыт в региональном освоении, нужные средства выделены, кстати, и кадры хорошо подготовлены. В 2000 году государство будет направлять в центрально-западные районы 70 процентов льготного кредита, предоставленного мировым сообществом и международными организациями нашему правительству, тоже вкладываются в западный регион.
Широкие просторы Западного Китая призывают мир: вкладывайте средства в наш край, это самое выгодное сейчас для инвестиций; рынки в глубине Китая полны притягательной силы. В одном из докладов по исследованию Доу-Джонс компании проявляет: среди всех азиатских стран при инвестировании предпочтение отдается Китаю. А после вступления в ВТО, будет еще больший подъем привлечения иностранного капитала в Китай.
Китай проходит небывалый в истории период быстрого развития, китайский народ никогда так, как сегодня, не был полон уверенности в своем будущем. Министр внешней экономики и торговли КНР Ши Гуаншэн намечает: "До 2010 года валовая продукция народного хозяйства Китая увеличится в два раза больше по сравнению с нынешним показателем". Перспективы развития экономики Китая, по словам премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи, таковы: "В будущем десятилетии рост народного хозяйства умножится на 7 процентов, основной капитал ежегодно в среднем будет увеличиваться более чем на 10 процентов, общая сумма импорта превысит 200 млн. долларов США".
И так, страна решила осваивать свои западные районы - Китай сделал новый исторический шаг в своем развитии.
Объяснения к снимкам
4
подборка
Доклад Цзэн Пэйяня о выполнении плана экономического и социального ...Комплексная мощь аграрного производства непрерывно нарастала. ... Комплексная мощь нашей страны поднялась на новую высоту, сформировалась в начальном виде ...
www.china.org.cn/russian/66068.htm - 113k -
Международное радио Китая
Во-первых, возрастает комплексная мощь уездов. На конец 2005 года финансовые поступления от 1000 сильнейших уездов страны составили 54.1% общего объёма ...
ru.chinabroadcast.cn/256/2006/11/01/1@144295.htm
http://ru.chinabroadcast.cn/1/2004/04/24/1@17103.htm
Сhina radio internationa
Непрерывно увеличиваются общественные производительные силы и комплексная мощь государства. Всесторонне развиваются различные общественные проекты. ...
Ли Пэн и премьер-министр Алжира Али Бенфлис о реформе Жэньминь Жибао... Китай активно искал пути развития, соответствующего действительности своей страны, благодаря чему значительно повысилась комплексная мощь страны http://russian.people.com.cn/200111/02/rus20011102_52164.html
Значительно повысились комплексная мощь государства и уровень жизни народа. Большие успехи достигнуты в экономическом, политическом, культурном и социальном ...
Экономическая комплексная мощь пятая среди городов Китая . После строительства и развития пятьдесят лет , валовая продукция промышленности города Шэньян ...
www.cnkr21.com/russian/liaoning/shenyang.htm -