|
От
|
siberienne
|
|
К
|
Alex~1
|
|
Дата
|
05.03.2007 14:13:00
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Ре: Ассиметрия или...
>Кризисы современной западной цивилизации (и всех привязанных к ней) будут разрешены если не самой западной цивилизацией, то обязательно на основе постигнуто и достигнутого ею.
Натолкнулась вот на такую вот кинорецензию и захотелось ею проиллюстрировать два возможных пути для выхода западной цивилизации из кризиса - один: она все самоосознает и лечение рано или поздно будет впрыснуто, второй: цивилазация уже стала на рельсы, выдущие в никуда... и никакие новые достижения МЫСЛИ ей не помогут, потому что ее ментальная структура уже навсегда трансформирована....
ВИДЕОСАЛОН
"ЧАМСКРАББЕР" (Сша-Канада, реж. Эрье Посин)
"Все равно не хватит силы
Дотащиться до конца
С трезвой, лживою улыбкой,
За которой - страх могилы,
Беспокойство мертвеца".
Эти строчки Александра Блока могли бы стать оптимальным тэг-лайном данного фильма. Хиллсайд - идеальный городок, словно из каталога товаров для семьи, двухэтаэжные домики, живописные лужайки, улыбающиеся друг другу супруги. "Америка. Лучший из возможных миров" - сообщает голос за кадром. Для полноты счастья все пьют таблетки - у взрослых одни, у детей немного другие.
Однажды продавец "счастливых колесиков" Трой, видимо от переизбытка эндорфинов, вешается в собственной комнате. Недовольная исчезновением "счастья" из ежедневного рациона, гоп-компания под предводительством Бобби-забияки преследует Дина (Джейми Белл - "Билли Эллиот"), приятеля наркодиллера. Он должен найти тайник Троя и сполна "осчастливить" одноклассников. Как рычаг воздействия на Дина выбрано похищение его младшего брата Чарли - правда, по неопытности жертвой киднеппинга становится совершенно посторонний мальчик. Аутичному Дину придется выбирать: или разрушить свою прочную солипсическую капсулу и впервые в жизни вмешаться в события, или допустить смерть ребенка...
Завязка социально-тревожная, словно из реалити-сериала о подростковой жестокости и ее многочисленных аспектах, дальше веерно разворачивается, отображая современную действительность намного метафоричнее и объемнее, чем можно ожидать в рамках "подросткового фильма". Этот редкий эффект целиком заслуга режиссера, во-многом разделяющего мировоззрение предшественников - Сэма Мендеса в "Красоте по-американски" и Питера Уира в "Шоу Трумена". Молодой канадский режиссер Эрье Посин умудряется встать в ряд с мастерами, вторя по сути, но не заимствуя, а обогащая этот, уже выделившийся жанр "правдивых фильмов о безмятежном американском счастье". Модель повальной оптимизации под лозунгом "All well, all fine!", стремящаяся привести реальную жизнь в соответствие с параметрами ТиВи-рекламы - новый Эдем без старения, смертей и отрицательных эмоций страшна как буддистский Ад Голодных Духов.
Все безумно голодны и испуганы, но вместо того чтобы увидеть себя такими и разобраться в проблемах, просто ЖРУТ, чтобы быть сильными и современными - и это уже не пресловутые гамбургеры Америки бедных, это таблетки и капсулы, инъекции и имплантанты, поглощаемые средним классом. Мать Дина, бодрая домохозяйка, доводящая своей заботой домочадцев до белого каления, распространяет "Полное обновление", витамины, решающие проблемы недостатка энергии. Отец Дина - психотерапевт, настаивает, что его таблетки лучше. Дискуссия о жизни запирается в рамки "что лучше - нейролептики или антидепрессанты?" и логично завершается детьми, которые жрут сразу все, плюс конкретная кислота, которая по факту коренного изменения структуры мозга на деле ничем не отличается от "хороших таблеток", только гораздо прикольнее!
Отцы и дети поделены на две параллельные Вселенные - это противоестественное разделение совершили Взрослые, чтобы вести разумную и эффективную жизни. Дети, с их дурацкими вопросами обо всем на свете, ночным энурезом и нелепыми страхами сюда просто не вписываются. Рефлекторный жест: дать сыну таблетку в ответ на любую возникшую проблему. Родители научились превращаться в механизмы, с менталитетом вышколенных потребителей прогресса. Прогресс в Америке все, что научно и быстродействующе: хирургия пластик и трасплантаций, изменяющих тело по желанию заказчика или высокотехнологичной химии, быстро приводящей организм в "форму". Кредитозависимые и напряженно-включенные в систему люди не могут позволить себе неврастений и сплина, они обязаны взяв "под козырек" стремиться к логичному превращению в племя человеко-киборгов, максимально функциональных и общественно-полезных, работающих на топливе в капсулах - новейшем достижении американского химпрома. А их остаточную "человечность", перебродившую до критического состояния, отрабатывают их отпрыски: нервные и сложные в кубе. Фобии и комплексы родителей как гной прорываются через психику деток, несмотря на курсы фарма-психотерапии, при которой иногда замедляется физический рост, но зато стабилизируется психика, как у одного из героев.
Банда Билли, решившая убить похищенного малыша, словно вопиет к родителям таким уродливым способом, о том, что есть и боль, и смерть, и тоска, о существовании которых взрослые не хотят думать, всеми способами закрывая на плохое глаза. "Не игнорируй меня!" - так подростки дрязнят Дина, который обнаружив труп Троя в его комнате, даже не сообщил о случившемся его матери, а просто ушел, вежливо попрощавшись.
Фраза ключевая, здесь все игнорируют друг друга и реальность, создавая на каждом шагу свои автономные пузыри ложной гармонии. "Пузырь" Дина - его комната и компьютерная игра "Чамскраббер", парень без головы, который идет взрывать "мир чужаков, когда-то бывших живыми" - прямая аналогия с миром взрослых. Таким "чамскраббером" становится Трой, чье самоубийство разрушает псевдо-благополучный мир "друзей и соседей", подавивших страхи и слабости волевым химическим воздействием.
Эффект тихого ужаса от происходящего в мире "насильственного прогресса" людей над самими собой ради успешности и "счастья" достигается здесь множеством комичных ситуаций. Если Гленн Клоуз давно известная как удивительная комедиантка, то Рэйф Файнс и уж тем более Кери Энн-Мосс ("Матрица") раскрываются через необычный юмор фильма совершенно по-новому. А Джейми Белл, звезда "Билли Эллиота", превратившийся из обаятельного ребенка-танцора в смурного малого, поражает сверхточным минимализмом, свойственным только большим актерам.
ПОЛИНА БРИЛЬ
Фильм предоставлен магазином "АРТ-ВИДЕО"