|
От
|
Константин
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
18.09.2011 13:47:38
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
если учесть Украину
>...
>Обе стороны выставили различные доводы, но огра
>ничили полемику узкими рамками. Она свелась к одному
>вопросу: древен ли русский церковный обряд - двупер
>стие, осьмиконечный крест, богослужение на семи про
>сфорах, хождение «посолонь» и т. д. , или же искажен
>невежественными переписчиками богослужебных книг?
>Традиционалисты выглядели в этой полемике явно
>сильнее. Иначе , впрочем, и быть не могло: еще
>Н. Ф . Каптерев и Е. Е. Голубинский установили, притом
>бесспорно, что русские вовсе не исказили обряд и что
>в Киеве в конце X в. крестились двумя перстами - точно
>так же , как крестились в Москве в начале XVI I в. Рус
>ские нерушимо сохранили это ранневизантийское установ
>ление, в то время как греки от него отошли.1
> Верность исторической правде (скорее интуитивная, нежели рацио
>нальная) позволила старообрядческим начетчикам создать
>монументальный и в своем роде образцовый труд -
>«Поморские ответы». Что касается западников, то им
>приходилось прибегать к прямым подлогам - таким, на
>пример, как пресловутое «Соборное деяние на еретика
>Мартина».
Мне кажется, что здесь утерян один, но важный момент, который затрудняет столь простую расстановку оценок. Дело в том, что греческий обряд , за который стояли никониане был принят во всех остальных крупных православных церквях (кроме русской). Наиболее существенным было, что именно греческий вариат был принят на Украине. Воссоеденение подразумевало полное объединение церквей. Иметь два варианта обряда в одной церкви было затруднительно. Кому-то надо было "поступиться принципами". Никон решил, что поступиться придётся своим , вероятно украинцев было труднее заставить, поскольку гос власть там была слабее.