От Михайлов А. Ответить на сообщение
К Михайлов А. Ответить по почте
Дата 13.03.2008 19:35:02 Найти в дереве
Рубрики Управление & методология; Версия для печати

О задачах биологии на XXI век и постбиологическом будущем человечества.

Фундаментальные задачи биологической науки видятся приблизительно (думаю Вы, как специалист, поправите и дополните если что ) в следующем. Самая масштабная пожалуй задача это создания языка биохимического программирования - «локальные» процессы — чем какой белок кодируется, как синтезируется, как реплицируется ДНК, какие то элементарные циклы регуляции — науке более менее понятны, проблема же в том как огромное количество разнонаправленных процессов регулируется и синхронизируется. образуя целостный организм, проблема в «тонкой настройке» биохимической регуляции по наперед заданной цели. Задача продления жизни, продления активной жизни и прежде всего продления периода обучаемости, ведь в «быстром» когнитивном мире человеку часто придется переучиваться, осваивать новое и даже важнейшее в социальном плане владение навыком обучение и участие в когнитивно-коммуникативных проектах могут не преодолеть старения мозга, замедления реакций и т.д., а ведь если человек не сможет активно жить и мыследействовать, ему и длинная жизнь не нужна. По сравнению с этими задачами выращивание органов на замену выглядит куда более простой и достижимой, да и генная инженерия, построение генотипа по наперед заданному фенотипу это лишь частный статический случай динамической задачи. Хотя конечно и эти задачи важны, причем из наиболее актуальных это задача по произвольному заданном ДНК (РНК) вируса в минимальные срок синтезировать соответствующие антитела. вакцины и т.д. - сочетание генной инженерии и биохимического программирования.
Помимо биохимии есть еще и экология, не менее сложная задача управления всем ансамблем биоценозом, задача создания языка экологического программирования, так сказать «концептуального проектирования биоценозов». И тем более эта задача актуальна в связи с намечающимся уже в рамках линейной формы социализма слиянием экономики и экологии. Основной предмет деятельности трудового коллектива — технологический цикл воспроизводства по мере усложнения и автоматизации становиться всё более похожим на регулируемый таким же трудовым коллективом биоценоз. Собственно здесь то и проявляется инвариантность биологических законов автопоэзиса по отношению к физическому носителю и его закономерностям. Пределом технологического накопления станет появление технобионтов - автопоэзирующих самовоспроизводящихся квазибиологических объектов, исполняющих однако специальную производственную функцию. Вот здесь то и проявляется инвариантность законов биологической формы движения материи по отношению к материи физической — технобионты как и ранее технологические процессы воспроизводства подчиняются тем же законам организации и эволюции что и белковая жизнь, хотя и реализованы на совсем других физических процессах. В этом и состоит особенность человека как нового инструмента эволюции биосферы - человек переносит жизнь на иную физическую основу, включает всё большее количество физических процессов в биологический оборот, расширяет тот диапазон энергий в котором возможна жизнь. Когнитивный социализм есть обратное присвоение человеком этой стороны своей сущности - освоение человеческой деятельностью такого важнейшего процесса становления как биологическая эволюция станет основным предметным содержанием производственной деятельности когнитивного социализма — человечество должно стать лучшей эволюцией чем естественная. Если линейная форма по результатам своего бытия соединяет экономику и экологию, технологию и биологию, производственное и биотическое, то результатом когнитивного социализма станет слияние науки и эволюции с одной стороны и экономики и педагогики с другой, что открывает перед человечеством автоэволюционную перспективу — человечество должно управлять не только эволюцией био- и техно- сферы, но и своей собственной. А это означает вы ход за пределы когнитивного социализма и .. своей собственной биологии — при когнитивном социализме проектируется коммуникация, после него — сам субъект коммуникации — человек. Произойдет то что следует назвать переносом эволюции неорганического тела во внутрь. Началом будет «починка » организма нанороботами (суть дублирование физиологии на ином физическом носителе), прямое подключение к мозгу какой-нибудь периферии, вмешательство в геном... причем следует подчеркнуть, что это только новое предметное содержание деятельности, само по себе ничего не меняющее ( например, при капитализме вмешательство в человеческую биологию лишь укрепило бы фашистскую диктатуру), однако возникающее в рамках производительных сил нового типа, требующих в свою очередь новых форм общения. Суть дела то состоит в том, что человек обучается владеть своим телом как органическим, так и неорганическим, а значит перенос неорганического тела человека вовнутрь требует, чтобы человек владел неорганическим телом также как органическим, требует падения последней грани отчуждения между человеком и природой как вторичной так и первичной, человеком и его сущностью. Так что только «подпоркой» биологии дело не ограничится и процесс будет куда более радикальным - личность человека будет распределена по всему объему неорганического тела человечества, которое к тому моменту станет силой как минимум астрофизического масштаба. Можно сказать что спор мудрецов из «Диалогов» Лема о смерти и бессмертии, о том будет ли собранная из атомов точная копия индивида тем же самым индивидом или другим обретет столь же парадоксальное разрешение как и вопрос о том через какое отверстие какой электрон прошел — электроны неразличимы, нет никаких отдельных электронов, есть фермионное поле, так и здесь тождественные тела (разобранное и воспроизведенное, даже воспроизведенное до демонтажа первого) не различимы, они есть один индивид живущий в процессах воспроизводства этих тел и осуществляющий свою личность во взаимодействии этих процессов воспроизводства с процессами воспроизводства, принадлежащими другим индивидам. Нам трудно, почти невозможно представить себе психику подобного существа и процесс её воспроизводства, её конкретное содержание скрыто от нас «горизонтом событий» конца когнитивного социализма, а мы еще и к началу не приступали, но тем не менее, не смотря на всю фантастичность подобной перспективы, она, хотя бы потому что мы можем её вообразить, целиком лежит в рамках социального, выступает предельной формой социального, социальной материей присвоившей всю тотальность предшествующих форм и видов движения, и отныне положительно покоящейся на своих собственных основаниях, предельно возможным и желательным результатом исторического процесса.