От Alex~1 Ответить на сообщение
К Кудинoв Игорь Ответить по почте
Дата 13.05.2009 15:16:16 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Еще о православном мышлении

http://ricolor.org/rus/nr/15/

РЕЛИГИЯ И НАУКА: ВОЙНА ИЛИ МИР?
Эфир от 11 августа 2005 г.

В. Легойда: Здравствуйте, уважаемые друзья! В эфире «Русский час» с журналом «Фома». В студии - Владимир Легойда. Сегодня тема нашей встречи – “Религия и наука: война или мир?”

Помните хрестоматийный школьный пример? Измученный инквизиторами Галилей произносит слова отречения, но потом, выйдя из камеры пыток, говорит: “А все-таки она вертится!” Для многих поколений россиян именно этот пример стал символом отношений религии и науки. Сегодня мы поговорим о том, так ли это на самом деле и какова роль христианства в становлении современной науки.

У нас в гостях Александр Васильевич Беляков, выпускник физического факультета Московского университета, директор Московского центра Туринской Плащаницы, и Виктор Николаевич Тростников, ученый, философ, профессор Российского православного университета, автор моей любимой книги о взаимоотношениях религии и науки «Мысли перед рассветом».
...

В. Тростников: Нет-нет, я в данном случае согласен с Александром Беляковым, потому что наука – это действительно вид познания, но специфический вид. Давайте все-таки произведем его размежевание с религиозным познанием.

Религиозное познание преимущественно основано на откровении. Научное познание преимущественно основано на человеческой логике, на наблюдении, на памяти.

Ведь как развивается наука? Ученый наблюдает за каким-то повторяющимся явлением, систематизирует процесс, потом дает теоретическое обоснование, т.е. строит теоретическую модель. Лучше всего, если это возможно, математическую, а если не удается, то логическую, словесную, но совершенно определенную.

Таким образом, в сферу науки входят, на самом деле, только воспроизводимые, регулярно повторяющиеся процессы. Однократный процесс нельзя научно осмыслить.
...

В. Тростников: Ученый сосредоточивается на явлениях, подведомственных его науке, - т.е. на явлениях повторяющихся, воспроизводимых, потому что иначе нельзя поставить эксперимент. И постепенно (это, видимо, свойство психологии человека) он проникается убеждением, что только такие явления и существуют в мире, а других не существует.

Например, потекло миро из иконы – один раз. И все, больше не течет. Никакой научной базы под этим нет, это уже не подведомственно науке. Вот если бы можно было это явление воспроизвести, поставить эксперимент, с разных точек зрения изучать, взвешивать… А нельзя: вытекло миро – и все, и до свиданья! Наука бессильна.

Зато религия как раз преимущественно изучает те явления, которые невоспроизводимы, то есть те, которые происходят по воле Божьей. А воля Божья непредсказуема, мы не можем заставить Бога повторять то или иное чудо. Значит, чудеса не входят в компетенцию науки, потому что они невоспроизводимы.

Ученый всю жизнь отдает исследованию воспроизводимых явлений, так называемых законов природы, которые будто бы встроены в саму материю). Постепенно он проникается убеждением, что все бытие сводится к этим законам. И тогда, конечно, возникает конфликт: какой Бог, вы что?! Чехов писал Куприну: «Я с удивлением гляжу на всякого верующего интеллигента». Мол, как же так: образованный человек – и верит! Есть же законы природы, есть наука, математика… То есть из сферы внимания ученого, который этим всем занимается, выпадает остальное.

Из сферы религиозного познания материя не выпадает. Богослов согласен, что есть законы природы. Но эти законы природы, для богослова, предписаны материи Богом, и Бог их может в любой момент отменить, что и производит чудо.

Ведь что такое чудо? Это отмена – временная – законов природы в данном месте, в данный момент. А почему Бог не может их отменить? Он же Сам их предписал! Начальник, который дал подчиненным какую-то инструкцию, может прийти и сказать: «Сегодня я ее отменяю, а завтра снова назначу».

Когда мы говорим: «наука и религия», – то это «и» будто бы связывает две симметричные вещи. На самом деле они не симметричны, потому что религия-то благосклонно относится к честной, нормальной, хорошей науке. А наука, по крайней мере, в XIX-XX веках, очень враждебно относилась к религии
...

Ведь что такое наука? Это изучение материи как субстанции. На самом-то деле она субстанцией не является.
...
В. Тростников: Вы видите конфликт, но на самом деле как раз тут его нет. Господь Бог живет вне времени. Там, где творит Бог, времени нет, Он Сам творит время. Да, Он создал за шесть дней Вселенную, которая имеет возраст 20 миллиардов лет. Ну и что? Богу все возможно.
...
В. Тростников: Вернее, даже так: люди сейчас знают еврейский, но не знают, что три тысячи лет назад понимал Моисей под этим словом. А что до того, что Вселенная очень древняя, согласно физическим наблюдениям, - так ну и что? Может, она вот такая, старушка Вселенная, была создана в одну секунду. У Бога времени-то нет. Время Творения и время, которым мы исчисляем возраст Вселенной, - это совершенно несопоставимые вещи.
...
В. Тростников: Как раз сейчас хочу сказать. Христианство дало совершенно потрясающий стимул человеческому творчеству. Христианство сказало: любой из вас может сделать фантастическую карьеру, которая выше карьеры любого царедворца, – стать святым и войти в Царство Божие. Вот какое дерзновение, понимаете? Я стану выше царя, потому что достигну вечного блаженства! Это первое, и это стимулировало активность и фантазию человека. Христианин – это же «новая тварь», без всякого фатализма, вспомните апостола Павла. Моя судьба зависит от меня!

И второе, что очень важно (это уже более общая концепция: и библейская, и новозаветная), - это творение из ничего.

Христианство – это уникальная религия, где Бог сотворил мир из ничего. Вот сидят представители разных религий и спорят, чей бог лучше. Один говорит: «Ой, у нас какой мощный бог – он из яблока создал Вселенную!» Другой говорит: «Да ну, разве это бог? Вот наш бог создал Вселенную из макового зернышка!» Христианин говорит: «Вы все, молчите! Наш Бог создал мир из ничего!» И все оцепенели от удивления – вот это Бог!

Так вот, математика, которая лежит в основе естествознания, есть творчество из ничего. Поэтому только христиане могли создать высшую математику.
...
В. Тростников: Математик может не смотреть в окно, ему не важно, что делается кругом. Он берет некоторые постулаты по своему выбору и на этом строит теорию. Это действительно «творчество из ничего»!
(это пишет, пардон, "доцент математики - так в тексте").
...
В. Тростников: Конечно! Это то, о чем говорил Александр Васильевич: мировоззрение стало совершенно другое, раскрепощенное. У каждого появилась уверенность, что он может сам что-то создать.

Интегральное исчисление – это же что-то поразительное! Причем, как правильно сказал Александр Беляков про Ньютона, главное – не в том, что яблоко падает на землю, а в том, что под действием той же силы Луна обращается вокруг Земли. Но чтобы это доказать, надо было рассчитать поле тяготения Земли, а для этого, говоря по-нашему, - взять тройной интеграл. Но никаких интегралов не было! Ну, раз «партия велит», значит, пожалуйста, - Ньютон взял и за неделю создал интегральное исчисление, чтобы идентифицировать падающее яблоко и Луну. Это же поразительно, это «творчество из ничего», которого не могло быть ни в одной [другой - Alex_1]религии!
---------------------------------------

И таких ублюдков, возможно, натравят на школы. :(