>в капиталистическом обществе мы обмениваемся услугами и товарами исxодя из их меновой стоимости. А в социалистическом (коммунистическом) - мы обмениваемйса трудом?
В том то и дело что в социалистическом обществе мы не обмениваемся товарами, мы соисполняем функции. Я обещал https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/12707.htm что напишу подробное изложение, а пока важно понять следующие моменты:
1.Деятельность осуществляется в двух планах — материальном и идеальном. Деятельность как натуральный процесс соисполняется с собственной идеальной схемой. Этот элементарный акт планирования определяет формулу взаимодействия людей — Технология — Регламент — Технология — господствующую форму общения.
2.Переворот основной формулы дает формулу преобразования оргдеятельностных схем Регламент — Технология — Регламент' — процесс технологического накопления.
3.Подобно превращению денег в капитал в этом пункте деятельность становится функцией. В процессе технологического накопления функция переноситься на новый физический субстрат.
Соисполение кардинально отличается от двунаправленного обмена тем, что однонаправленно - вещи не прямолинейно движутся от одного субъекта рынка к другому, а кругообразно циркулируют внутри функций — циклов воспроизводства, необратимо рассеивающих энергию централизованно распределенную в соответствии с регламентом-планом.
Маркс описал всеобщие закономерности овеществления труда как теорию конкретно-исторической — капиталистической его формы. Шушарин (и Щедровицкий, но с другой стороны) описал всеобщие закономерности деятельности вообще так же в её конкретно-исторической, но уже социалистической форме. Так работает принцип историзма — история понимается с точки зрения эпохи понимающего субъекта.
>Сам факт необходимости взаимообмена в любом обществе не отрицается? - даже в первобытно-общинном обществе уже была необходимость определенного разделения труда и последующего обмена его результатами.
Разделение труда есть всегда, деятельность людей не может не быть совместно-разделенной, меняются формы разделения труда. Коммунизм есть управление разделением труда, люди превращают разделение труда в предмет своей деятельности и потому разделение труда оказывается снятым — нельзя указать какой-либо конкретной формы разделения труда. Докоммунистическая история человечества представляет собой последовательную смену господствующих форм разделения труда. Товарно-вещественное разделение труда, общение посредством обмена товарами, господствует только при капитализме. В первобытном обществе господствует первичное родовое разделение труда. Предметом производства является сама родовая жизнь, биологические предпосылки общения — общение возможно только в обществе, способности к общению — эгостадная собственность общины, взаимодействующей с другими общинами чисто биологически. Именно животный характер первобытного общения дал основание классикам написать -
«разделение труда, которое вначале было лишь разделением труда в половом
акте» («Немецкая идеология» ПСС т.3 стр. 30) — как мы понимаем , последний становится преимущественно предметом торга лишь в буржуазном обществе, но взятый сам по себе уж никак не является «продуктом» или «услугой», а вот к «производству родовой жизни» имеет самое непосредственное отношение.
>Проблема в том, чтобы найти лучшие, чем при капитализме его, обвмена, критерии?
Проблема не в том чтобы совершенствовать обмен, а в том чтобы его преодолеть. Это не тривиальный момент — увидеть что не просто критерии обмена нерациональны, а иррационален сам обмен как таковой. Увидеть этот можно только «из социализма» через критическую теорию. Товарное производство, подчиненое максимизации прибавочной стоимости скрывает в себе рациональное зерно повышения производительности труда, и именно это зерно уже в форме планомерного повышения производительности общественного производства социализм отчищает от иррациональности эксплуатации, конкуренции и экономических кризисов.
>Физическая йекономика предлагает в качестве единицы обмена взять мощность произведенной работы, так?
Я уже предлагал взглянуть на физ.экономику через призму полилогии - https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/12933.htm — физическая экономика это наука о натуральных инвариантах производственных функций, например диссипация энергии в процессе воспроизводства характеризуется инвариантом мощности.
>А конктретно, в реалиях как это может функционировать? Возьмем небольшой город, где есть завод, инфраструктура, всякие школы, больницы, парекмахерские и прочее. Как люди будут обмениваться результатами своего труда?
А им не надо обмениваться. Есть завод, который непрерывным потоком производит какое-либо изделия и оказывает услуги по их воспроизводству. Есть инфраструктура — работники этой сферы должны поддерживать её в исправном состоянии. Есть школы обучающие определенному типу мышления, есть здравоохранение воспроизводящее здоровье и т.д. Таким образом задана диспозитивная сеть функций, задача коллективов — совершенствовать процесс их исполнения, переносить функции на новый субстрат.
> что их будет стимулировать работать и работать хорошо?
В том то и дело, что стимулирование палкой ли, пряником ли есть признак отчуждения труда. Коммунистический труд есть «свободный труд свободно собравшихся людей» (В. Маяковский) есть самодеятельность, общество лишь так организует совместную деятельность людей, чтобы самодеятельность каждого стала всеобщим достоянием, и наоборот чтобы всеобщее богатство деятельностных способностей стало личным достоянием каждого человека.
>Может быть вопросы примитивные, но, извините, на*** никому не будет нужны разговоры о возможностин выхода из капитализма, упраздняя его механизмы, без представления о том, что может работать взамен...
Нет, вопросы то как раз совершенно законные, но в том то и дело что благодаря Шушарину, Кузнецову, Ильенкову и другим теоретикам отрефлексировашим практику социализма мы знаем как на них отвечать.