От Кактус Ответить на сообщение
К Лом Ответить по почте
Дата 26.07.2007 17:20:37 Найти в дереве
Рубрики Культура & искусство; Версия для печати

Re: Поваренная книга...

Здравствуйте,

Вы с Пуденко высоковато планку задрали. Один хочет бомбу, другой – новое воплощение соцреализма. Не все сразу.

Что я имел в виду, когда писал о мифах. Сознание человека условно делится на два уровня: обыденное и научное. Оба одновременно присутствуют в каждом человеке. Основа разделения – в биологии. Человек руководствуется в своих действиях эмоциями. Способность разумно управлять своими эмоциями и через них действиями – воля, умение подчинять социальному биологическое. Это тяжело. «Мы этого делать не будем, потому что мы устанем». (с)

Главный элемент обыденного сознания – миф, основанный не на знании, а на вере. Миф как элемент мировоззрения и руководство к действию распространен, потому что удобен - в отличие от научной теории он законченный, цельный, непротиворечивый. Миф не предполагает анализа. Например, вместо того чтобы ломать голову и выстраивать жизненную стратегию, можно поверить в сказку о Золушке: «если терпеть тиранию родственников, то рано или поздно появится фея и отвезет к принцу».

Долгое время главной функцией искусства была мировоззренческая поддержка человека – создание мифов. После отделения искусства от религии задача изменилась – художественное творчество стало самостоятельным методом познания, находящимся в диалектическом единстве с наукой. Появился реализм. Искусство имеет два уровня: мифологический и познавательный, соответствующие двум уровням сознания. На высший уровень сразу попасть невозможно – аудитория не готова. Начинать нужно с мифов. Следующий этап – уход от мифа и переход к реализму, к анализу в художественной форме общественных противоречий и отражающих их внутренних противоречий героев.

Стараниями солженицыных сформирован «темный» миф об СССР как о противоестественном царстве насилия. Сейчас начинает складываться «светлый» миф об СССР. Этот миф обозначен в «Легенде» - СССР как устойчивое развивающееся общество с коммунистической перспективой. Миф есть, и его нет. С одной стороны, СССР и был устойчивым развивающимся обществом, с другой – это общество было несовершенным. Но автор и не требует главного основания мифа – веры в реальное существование совершенного общества. В опере коммунизм - мечта, не нашедшая воплощения. Гражданам, заготовившим ехидный вопрос: «Если все было так здорово, почему исчезло?», предлагается простое и доходчивое объяснение – ядерная война. Кроме внешнего по отношению к обществу противоречия двух систем показаны и внутренние: между личным счастьем отдельного человека и совершенным общественным строем, между мечтой и реальностью. Мне кажется, что легенда содержит элементы мифа и реализма в нужной для современной публики пропорции.

То, что автор влюбленную девицу уморил самым жестоким образом, нехорошо. Но описание любви без пошлости - соединение эротики и романтики, высший пилотаж. Непонятно как это выглядит у современной молодежи. Хранить неразделенную любовь и написать единственное признание в вахтенном журнале затонувшей подводной лодки, как в «Добровольцах», с точки зрения общества потребления – не круто.

С уважением Сергей